Interested Article - Хаченское княжество
- 2021-06-05
- 1
Хаче́нское княжество ( арм. Խաչենք , др.-греч. Χατζιένης , араб. Khajin ) — средневековое армянское феодальное государство на территории современного Нагорного Карабаха , сыгравшее значительную роль в политической истории Армении и всего региона в X—XVI веках. После утраты единого армянского государства княжество Хачен стало центром армянской политической самостоятельности и сохраняло по меньшей мере автономию при монгольском, туркоманском и сефевидском владычестве .
История
Название «Хачен» этимологизируется от армянского корня хач — крест , упоминается начиная с X века . Позднее, в начале XV века, Матевос Монозон писал: «Aрцах, теперь именуемый Хаченом». Княжество занимало часть исторической области Арцах .
Первым правителем Хачена Р. Хьюсен считает Атрнерсеха , сына Сахла Смбатяна , который властвовал над «всей горной страной на юго-восточных склонах Армянского нагорья » . Присоединив к своим владениям область Вайкуник на севере Арцаха, он построил там крепость Андаберд . Его сын Григор ещё больше расширил свои владения, а внук Саак-Севада подчинил Гардман и ряд других областей . В начале X века Хаченское княжество стало вассалом Армянского царства Багратидов . Арабский автор того периода Истахри сообщал, что «Путь из Берда’а в Дабиль идёт по землям армян, и все эти города в царстве Санбата, сына Ашута» . Известно также, что при императоре Константине Багрянородном официальные письма византийцев к князьям Хаченским, как и к другим армянским князьям X века, адресовались «в Армению» ( др.-греч. ’Άρχων τοΰ Χατζιένης ) . Согласно Г. Литаврину и А. Новосельцеву , таким образом византийцы подчеркивали, что каждая их этих областей являлась частью Армянской страны . В 993 году Хачен, возможно, был захвачен Фазлом I из курдской династии Шеддадидов . В рамках политики объединения армянских земель и централизации власти шахиншах Армении Гагик I вновь присоединил Хачен .
Экспансионистская политика Византии в отношении Армении достигла своей кульминации в 1045 году, когда столица Армянского царства город Ани был захвачен Константином IX Мономахом . Византийское правление, однако, длилось не долго. В 1064—1071 годы большая часть Армении была захвачена сельджуками . В этих новых условиях, Хачен оставался одним из тех регионов где продолжало существовать армянское правление. Согласно « Британской энциклопедии », «Некоторые армянские правители всё ещё сохранились в Кюрикийском царстве в Лори , Сюникском царстве в Бахке, иначе Капане, и в княжествах Хачена (Арцах) и Сасуна» . В. Брюсов также причисляет Хачен к тем областям Армении, которые после сельджукского завоевания добились полунезависимого положения . Княжество превратилось в один из центров армянской политической жизни и государственного устройства. В. Шнирельман отмечает, что выдающийся средневековый армянский историк и правовед Мхитар Гош говоря о сохранившемся Хаченском княжестве, мечтал о восстановлении армянской государственности .
Во времена владычества эламитян Армянское царство давно уже было окончательно низложено, а остатки ишханов, лишенные всего, рассеявшись, скитались по всей стране, отказываясь повиноваться друг другу особенно те, кто жил в неприступных твердынях страны Арцах
С конца XI века в кавказском регионе увеличивается политическое влияние Грузии , которое достигает своего апогея при царице Тамаре (1184—1213). По словам Б. Дашдондога, «Грузия превратилась в мощную панкавказскую империю». Братья Иване и Закаре из армянского рода Закаридов были назначены командующими армяно-грузинскими войсками. В первые десятилетия XIII века они стали верховными князями северо-восточной Армении, которым подчинялись более мелкие региональные династии. Большая часть Арцаха, находящаяся под управлением Гасан-Джалалянов и Допянов , находилась под юрисдикцией атабека Иване и его сына Авага . По словам А. Якобсона, Иване и его брат Закаре «сумели вновь объединить под своей властью почти все земли Багратидской Армении от Карина до Хачена» . Согласно , под сюзеренитетом Грузии возвысились такие армянские аристократических роды как Допян, Вачутян, Прошян и Гасан-Джалалян .
Согласно Р. Хьюсену, потомок князей из династии Сюни Гасан Великий прежде чем отречься от престола и уйти в монастырь в 1182 году, разделил свои владения между сыновьями Вахтангом Тонкиком и Григором Великим. Старший, Вахтанг, унаследовал собственно Хачен; младший, Григор Великий, север — Сотк и Вайкуник. Вахтанг Тонкик стал родоначальником рода Вахтангянк, тогда как потомки Григора Великого стали именоваться Допян в честь имени его супруги Доп . В конце XII века Хаченское княжество разделилось между тремя ветвями правящего рода . Территориально они разделялись на следующие области:
- Нижний Хачен — Гандзасар с окрестностями, Великий Аранк с долинами рек Хаченагет , Каркар и частью области Абанд
- Верхний Хачен — область Сотк и территории вокруг Цара
- Атерк — левобережье реки Трту до Дадиванка
В начале XIII века на территории Хаченского княжества сюзеренными правами владели князья Атерка. После кончины в 1214 году Вахтанга Тагаворазна эти права перешли к правителям Нижнего Хачена. Новым сюзереном стал Гасан-Джалал Дола . Последний был сыном князя Вахтанга Тонкика и княгини Хоришах, сестры Закарэ и Иванэ Закарянов . Киракос Гандзакеци , современник Гасан-Джалала, называл его «мужом благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению» . С этого времени князья Нижнего Хачена именовались Гасан-Джалаляны.
В 1220—1221 годы Хачен был разграблен монголами . В 1236 году монголы захватили всю северную и восточную части Армении, находящиеся под грузинской короной . В числе завоеванных областей был также Хачен. В крепости Хоханаберд Чугбуга Нояну сопротивление отказывал Гасан Джалал . С. Тихвинский отмечает: «Один из крупных монгольских отрядов под водительством Чугбуги вторгся в область Хачен, владетелем которого был армянский полководец Хасан-Джалал. Он закрепился в крепости Хоханаберд и оказал героическое сопротивление» . В том же году для ведения переговоров с монголами Аваг , сын Иване , отправил к Чормагану хаченского дворянина Григора Тга. Аваг принял решение покориться монголам . По мнению Б. Дашдондога, это решение произвело на других армянских князей эффект домино. Гасан-Джалал также последовал его примеру . Согласно Э. Истмонду, Аваг убедил «правителя восточноармянской провинции Хачен "и многим другим" сдаваться монголам без боя» . Взаимодействие с монголами позволило сохранить Хаченское княжество . Гасан-Джалал выдал замуж свою дочь за Бора-Нояна, сына Чормагана , что, по мнению Д. Коробейникова, укрепило союз между армянской знатью и монголами . Согласно Б. Дашдондогу, стратегия армянских вельмож в отношении монголов была в основном кооперационной. Эти взаимовыгодные связи поддерживалась т.н. «дипломатическими браками» . Гасан-Джалал, подобно князям соседнего Сюника , получил определенные налоговые и политические привилегии . Влияние армянских княжеств в Хачене и Сюнике значительно возросло . Эти привилегии, однако, стали причиной конфликта с наместником в Иране Аргун-ака . В 1251 году с дипломатическим визитом Гасан-Джалал посетил Золотую Орду и встретился с Сартаком и его отцом Батыем . В результате он получил обратно области Чараберд, Акана и Каркарн, ранее захваченные сельджуками и грузинами. Близкие отношения с Сартаком позволили вывести Хачен из сюзеренитета Грузии и князей Закаридов . После встречи с великим ханом Мунке в 1255 году Гасан-Джалал получил права enchű . В армянских надписях конца XIII века Гасан-Джалал назван «князем князей, владыкой Хачена» и даже «великим царём» . В конечном итоге он был убит в 1261 году по приказу Аргун-ака .
«...это область (вилайат), трудно доступная, среди гор и лесов; принадлежит к округам (агмал) Аррана ; там есть армяне (в персидском оригинале — население «есть армянское» ); люди Абхаза (Грузии) называют их падишаха тагавер »
В то же самое время на территории Верхнего Хачена продолжали править родственные им Допяны. Князь Гасан , супруг Допи, сестры Иване , получил от него область Сотк юго-восточнее от озера Севан . Для сохранения своих владений они также шли на сотрудничество с монголами . В 1250 году в Верхнем Хачене вспыхнуло крестьянское движение религиозно-сектантского толка. Центром его было селение Цар близ крепости Андаберд . Предводитель движения, некий Давид из Гарни , выступал против феодальной знати с идеями имущественного равенства. К нему примкнули даже некоторые мелкие феодалы и часть низшего духовенства. В результате репрессивных действий движение было подавлено . После смерти Григора II (после 1331 года) род Допянов утратил своё прежнее влияние, а с конца XV века Верхний Хачен разделился на три княжеские ветви — Улубекиды, Айтиниды и Мелик-Шахназаряны .
Потомки Гасан-Джалала сохранили владетельские права в Хачене в последующие XIV—XV века . Правитель государства Кара-Коюнлу Джаханшах опирался на часть уцелевших армянских феодалов, в том числе князей Хачена . Армянское правление здесь сохранилось и в эпоху Сефевидов. Так, И. Петрушевский отмечал, что «При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченских» . К. Уолкер писал, что Гасан-Джалаляны пережили нашествие Тамерлана, туркоман а также турецко-персидские войны .
К XVI веку территория собственно Хаченского княжества сократилась и охватывала пространство от правобережья реки Хаченагет до южного берега реки Каркар (приблизительно совпадает с территорией нынешнего Аскеранского района непризнанной Нагорно-Карабахской Республики ). На рубеже XVI—XVII века на территории Хаченского княжества образовались армянские меликства .
Культурное наследие
Монастырь
Гандзасар
(1216—1238 годы). Иллюминированная рукопись из Хачена, XIV век
|
В Хаченском княжестве развивалась армянская культура . Британский историк К. Уолкер пишет о «процветающем состоянии» средневекового Хачена . Уолкер подчеркивает, что некоторые из лучших армянских хачкаров были созданы в Хачене в XIII столетии. К их числу он относит две работы около 1246 года в монастыре Гтчаванк . Е. Пчелина указывает на наличие на территории Хачена надгробных плит раннемонгольского времени с изображениями вооружения и одежды армянских воинов . отмечает, что в средние века в Хачене развивалась школа армянской миниатюры , которая сохраняла преемственность с прошлыми традициями . В. Лазарев упоминает о двух армянских иллюминированных Евангелиях из Хачена 1224-го и около 1264 года . Согласно итальянскому историку искусства , Евангелие 1224 года, вместе с некоторыми другими рукописями эпохи, показывает обширный диапазон художественного выражения в Армении в XIII веке . Л. Дурново пишет о хаченских мастерах армянской миниатюры . Согласно А. Лидову , хаченские рукописи могли быть одним их художественных источников фресковой живописи армян-халкидонитов : «Один из источников стиля халкедонитских росписей можно найти в миниатюре Восточной Армении начала XIII в. (в таких памятниках, как Мушский гомилиарий, Ахпатское и Хаченское евангелия)» .
В Нагорном Карабахе сохранились около тысячи шестисот памятников армянской архитектуры . Большинство из них, по мнению К. Уолкера, относятся к XII—XIII векам . На территории Хаченского княжества находился Гандзасарский монастырь . Он был построен между 1216—1238 годами и освящен в 1240 году. Строительство собора было предпринято князем Гасан Джалал Дола . А. Якобсон называет Гандзасар энциклопедией армянского зодчества XIII столетия , Г. Анохин относит его к «пяти величайшим сооружениям древней и средневековой армянской архитектуры» . С XIV века в Гандзасаре находился патриарший престол северо-восточных провинций Армении. Монастырь также стал родовой усыпальницей хаченских князей.
В числе наиболее значимых духовных центров Хачена были также монастыри Дадиванк и Хатраванк . Главное здание Дадиванка — крестово-купольная церковь, построена женой князя Вахтанга Арзу-Хатун. На территории церкви сохранились хачкары, внутри — фрески . Хатраванк основан в раннем средневековье .
При Гасан Джалале был восстановлен родовой замок — Хоханаберд, ставший одним из звеньев в системе оборонительных сооружений Хачена. Из многочисленных средневековых крепостей княжества до наших дней частично сохранились Джраберд , Хаченаберд, Дизапайт и Гайлатун .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 28.
- , с. 447—448.
- ↑ , с. 198.
- , p. 55—58.
- ↑ , с. 684—685.
- ↑ .
- ↑ , p. 74.
- ↑ , p. 762.
- , с. 204.
- ↑ , p. 482.
- .
- ↑ , с. 433.
- ↑ , с. 457.
- ↑ , p. 343.
- , с. 77.
- ↑ , с. 247.
- , p. 194.
- , p. 93.
- , p. 286.
- ↑ , p. 119.
- , с. 317—318.
- , p. 61.
- , с. 405.
- , p. 40.
- , с. 26.
- , с. 478.
- , с. 162.
- , с. 16.
- , p. 33—34.
- , с. 92.
- , p. 82.
- , p. 78.
- ↑ , с. 447.
- , p. 12.
- , p. 55.
- , p. 58.
- , с. 175.
- , p. 72.
- , p. 74.
- ↑ , p. 74—75.
- , p. 174—175.
- , p. 221.
- ↑ , p. 75.
- , p. 93.
- ↑ , p. 76.
- , p. 153—154.
- , с. 44.
- , с. 204—205.
- , p. 290.
- ↑ , с. 199.
- , с. 720.
- ↑ , p. 79.
- , с. 236.
- , p. 307.
- , с. 146.
- , p. 231.
- , с. 43.
- , с. 190.
- , p. 92.
- ↑ , с. 166.
- , с. 178.
- , с. 179.
Литература
- на русском языке
- Анохин Г. И. . — Физкультура и спорт, 1981.
- / Текст и пер. с присовокуплением карт и объясн. прим. изд. К. П. Патканов . — СПб. , 1877.
- Брюсов В. Я. . — Ер. : Айастан, 1966.
- / Издание текста, перевод, введение и комментарии П. Г. Булгакова и А. Б. Халидова . — М. : Издательство восточной литературы , 1960.
- Дурново Л. А. Краткая история древнеармянской живописи. — Ер. , 1957.
- // Православная энциклопедия . — 2000. — Т. I. — С. 455—464.
- Константин Багрянородный . / Под ред. Литаврина Г. Г. , Новосельцева А. П. . — М. : Наука, 1989.
- Лазарев В. Н. . — Искусство , 1986.
- Лидов А. М. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. — М. : Наука , 1993. — С. 168—193 .
- Миклухо-Маклай Н. Д. // Ученые записки Института востоковедения / Ред. коллегия В. И. Авдиев (отв. редактор), Д. И. Тихонов , В. И. Беляев . — М. — Л. : Изд. АН СССР, 1954. — Т. IX. — С. 175—219.
- Мурадян П. М. // К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении. — Издательство Ереванского гос. университета, 1991. — С. 37—49 .
- Очерки истории СССР. Период феодализма IX—XV вв. В двух частях / Под ред. Б. Д. Грекова (отв. ред.), Л. В. Черепнина , В. Т. Пашуто . — М. : Изд. АН СССР, 1953. — Т. II.
- Петрушевский И. П. . — Л. , 1949.
- Пчелина Е. Г. Армянские памятники на территории Азербайджанской ССР // Труды отдела [истории культуры и искусства] Востока. — Л. , 1940. — Т. III . — С. 243—254 .
- Советская историческая энциклопедия / Главный редактор Е. М. Жуков . — М. : Советская энциклопедия, 1963. — Т. 4.
- Тер-Давтян К. С. Новые армянские мученики (1155—1843). — Ер. : Наири, 1998.
- Тихвинский С. Л. Татаро-монголы в Азии и Европе. — Изд. 2-е. — М. : Наука, 1977.
- Шнирельман В. А. . — М. : Академкнига, 2003.
- Якобсон А. Л. // К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении. — Издательство Ереванского гос. университета, 1991. — С. 433—448 .
- Якобсон А. Л. Очерк истории зодчества Армении V—XVII веков / Под общ. ред. Н. М. Бачинского. — Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950.
- на английском языке
- Abū-Dulaf Misʻar Ibn Muhalhil's Travels in Iran (circa A.D. 950) / Ed. and trans. by V. Minorsky . — Cairo University Press, 1955.
- Chorbajian L., Donabédian P., Mutafian C. . — Zed Books, 1994.
- Cowe S. P. Medieval Armenian Literary and Cultural Trends (Twelfth-Seventeenth Centuries) // The Armenian People From Ancient to Modern Times: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century / Edited by Richard G. Hovannisian. — St. Martin’s Press, 1997. — Vol. I. — P. 293—327.
- Cowe S. P. // Islam and Christianity in Medieval Anatolia / Edited by A.C.S. Peacock, Bruno De Nicola and Sara Nur Yıldız. — Routledge, 2016. — P. 77—107.
- Dashdondog B. . — BRILL. — 2010.
- Dowsett C. J. F. The Albanian Chronicle of Mxit'ar Goš // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. — 1958. — Т. 21 , № 1/3 . — С. 472—490 .
- Eastmond A. . — Cambridge University Press, 2017. — P. 195.
- Hewsen R. H. Armenia: A Historical Atlas. — University of Chicago Press, 2001.
- Hewsen R. H. . — Reichert, 1992.
- Hewsen R. H. The Kingdom of Arc’ax // Medieval Armenian Culture. — Scholars Press, 1984. — № 6 . — С. 42—68 .
- Hewsen R. H. The Meliks of Eastern Armenia II // Revue des études arméniennes. — Paris, 1973—1974. — Vol. 10.
- Korobeinikov D. . — Oxford University Press , 2014.
- Minorsky V. . — Cambridge University Press, 1953.
- Novello A. A. The Armenians. — Rizzoli, 1986.
- . — 2005.
- Walker C. J. Armenia and Karabagh: The Struggle for Unity. — Minority Rights Group, 1991.
- Walker C. J. // Transcaucasian Boundaries / Edited by John F. R. Wright, Suzanne Goldenberg, Richard Schofield. — Taylor & Francis , 2005. — P. 89—112.
- на армянском языке
- Жамкочян А. С. // Вестник общественных наук. — Ер. , 2018. — № 2 . — С. 310—324 .
- Улубабян Б. А. История Арцаха от начала до наших дней. — Ер. , 1994.
Ссылки
- на русской языке
- Раффи . / Перевод с армянского Л. М. Казаряна, отв. ред. Б. А. Улубабян . — Ер. : Наири, 1991.
- на армянском языке
- Улубабян Б. А. Княжество Хачена в X—XVI веках. — Ер. : Изд. АН Арм. ССР, 1975.
- 2021-06-05
- 1