Interested Article - Южный проект

Еврейские национальные районы (указаны синим цветом) под № 16 — Лариндорфский район (центр Джурчи ), под № 25 Фрайдорфский район на карте Крымской АССР 1938 года

Ю́жный прое́кт — добровольное аграрное переселение советских евреев в 1928—1938 годах на территорию Крыма и прилегающим к нему районам Причерноморья . В рамках реализации проекта только в Крым к 1938 году были направлены 47740 евреев. Южный проект реализовывался параллельно с переселением евреев в Биробиджан и по числу переселенцев значительно превосходил его. В 1939 году в сельской местности Крыма проживали 18065 евреев, тогда как в сельской местности Еврейской автономной области — 4404 еврея.

Как и в Еврейской автономной области, в Крыму и в Приазовье были созданы еврейские национальные колхозы. Кроме того, евреи получили национально-территориальную автономию — в Крыму и Причерноморье были созданы пять еврейских национальных районов ( Сталиндорфский и другие). Власти поддерживали аграрное переселение материально (выделением земли), часть средств поступала также от еврейских зарубежных организаций. Кроме того, с 1930 года евреи-переселенцы (как в рамках Южного проекта, так и прибывшие в Биробиджан) освобождались от статуса « лишенцев ».

Название

«Южный проект» — название, используемое в научной исторической литературе. В частности, его использует доктор исторических наук Г. В. Костырченко .

Предыстория

СССР унаследовал от Российской империи огромное еврейское население, которое составляло около 3 миллионов человек (по данным на начало 1939 года ). Ещё в имперский период часть евреев занялась сельским хозяйством. На территории Причерноморья в I половине XIX века с согласия имперских властей были созданы еврейские земледельческие колонии . Однако указом Александра II от 30 мая 1866 года евреям не было запрещено приобретать земли. Тем не менее среди евреев, проживающих на Украине, в начале XX века были крупные земельные собственники. Так отец Льва Троцкого Давид Бронштейн владел несколькими сотнями десятин земли , а ещё несколько сотен десятин земли арендовал.

В результате двух российских революций 1917 года стали юридически равноправными гражданами: были сняты ограничения для евреев на занятие многих должностей, на переселение в рамках страны. Многие евреи в довоенном СССР оказались на руководящих постах в сферах, куда до 1917 года иудеев не допускали: на командных (в том числе генеральских) должностях в армии, в правительстве, в спецслужбах.

Вместе с тем значительная часть евреев в СССР в 1920-е годы оказалась в худшем положении по сравнению с дореволюционным периодом. Ухудшение было связано с тем, что в СССР в 1920-е годы проводилась политика ограничения частной торговли, а среди евреев было много торговцев, которые (как и торговцы иной национальности) попали в категорию « лишенцев ».

Старый большевик (бывший руководитель Евсекции ЦК РКП(б) С. М. Диманштейн в 1926 году так описывал результаты революции для евреев: .

От революции в большинстве своём евреи даже проиграли, а не выиграли. Если возьмём общее положение евреев в местечках до революции и сейчас, то получится, что 15-20 % улучшили своё положение после революции, 30 % осталось в том же положении и у 50 % положение ухудшилось. Главная масса евреев жила ремеслом, торговлей, теперь это у них исчезло из рук… еврейское население в местечках вымирает, молодёжь уходит в контрабанду, где находит себе исход человек ни к чему не приспособленный…

Доля «лишенцев» среди евреев была особенно высока, так как среди советских евреев было много торговцев. В 1926 году в СССР в частной торговле работали 125 тысяч евреев и каждый пятый советский торговец был евреем . В Москве из 2469 крупных нэпманов было 810 евреев . На Украине доля евреев в частной торговле составляла 66 %, а в Белоруссии ещё больше — 90 % .

Еврейский колхоз в советской Украине, около 1930 года

Соответственно в еврейских местечках СССР доля «лишенцев» была намного выше у евреев, чем у нееврейского населения. 20 февраля 1930 года С. М. Диманштейн писал в ЦК ВКП(б) :

В составе еврейского населения особенно многочисленна группа лишенцев, в местечках свыше 40 % евреев избирательного возраста лишены избирательных прав, между тем как у неевреев эта доля колеблется в пределах 5 — 10 %. В связи с курсом на уничтожение кулаков как класса к ним причисляются по формальному признаку все бывшие так называемые нетрудовые и эксплуататорские элементы (торговцы и пр.). На местах взята линия на недопущение к производственному труду в промышленности и сельском хозяйстве, кооперации всех нетрудовых элементов местечек и города, лишённых избирательных прав. Таким образом, 40 % евреев страдают от политики ликвидации кулака как класса, так как они фактически сопричислены к ним. Это касается сотен тысяч человек, что чревато осложнениями в национальной политике. Необходимо различать бывших нэпманов и еврейскую бедноту…

Пётр Смидович 28 декабря 1928 года сообщал на Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР, что доля «лишенцев» среди евреев на Украине достигала в отдельных местечках 40 %, а в целом на Украине в правах были поражены 29,1 % евреев (среди всего населения республики этот показатель составлял только 5,4 %) .

Способом сокращения числа «лишенцев» среди евреев советских местечек было переселение их в сельскую местность, с созданием национальных колхозов.

Разработка Южного проекта

По мнению Геннадия Костырченко , «отправным пунктом» Южного проекта стало предложение (осень 1922 года) московского представительства « Джойнт » выделить безвозмездно (совместно с ОРТ и ЕКО ) 1,240 млн долларов на восстановление старых еврейских сельскохозяйственных колоний на европейском юге бывшей Российской империи . В 1924 году при ЦИК СССР был образован КомЗЕТ (во главе с Петром Смидовичем), который должен был заниматься земледельческим устройством евреев. 29 ноября 1924 года КомЗЕТ заключил соглашение с Агро-Джойнтом , согласно которому Агро-Джойнт получала освобождение от всех советских налогов, а еврейские переселенцы по программе Агро-Джойнта на 3 года освобождались от воинской повинности .

В конце 1924 год представитель Агро-Джойнта С. Е. Любарский (одновременно глава плановой комиссии Народного комиссариата земледелия Украинской ССР) заявил (от своего имени и от имени директора Агро-Джойнта И. Розена ) заместителю народного комиссара земледелия Украинской ССР М. М. Вольфу (Вольф сообщил, что Всеукраинский ЦИК планирует переселить на восток СССР неиспользуемые трудовые ресурсы, в том числе безработных евреев) следующее :

Восток нас не устраивает, он требует энергии украинца-пионера, а евреям нужны уже обжитые районы — Украина, Крым, и хорошо бы… Крым присоединили к Украине, так как с украинским правительством легче практически вести дело…

В 1924 году в США была создана ИКОР, которая до 1928 года ориентировалась на оказание помощи еврейскому землеустройству в Крыму .

На Всесоюзном съезде ОЗЕТ 1926 года его председатель Юрий Ларин предложил :

  • «путём организации массовых еврейских поселений… создать в конечном счёте в Северном Крыму национальную еврейскую республику» и переселить в Крым 100 тысяч евреев, а также столько же славян (для нейтрализации антисемитизма );
  • Одновременно провести землеустройство 200 тысяч евреев Приазовья и 50 тысяч евреев Белоруссии.

Михаил Калинин , присутствовавший на Всесоюзном съезде ОЗЕТ 1926 года приветствовал создание крымской еврейской республики, но выдвинул предварительное условие — «превратить значительную часть еврейского населения в оседлое крестьянское, земледельческое, компактное население. измеряемое по крайней мере сотнями тысяч» . Стенографический отчёт съезда (с выступлением Калинина) был опубликован в 1927 году . На Западе слова Калинина стали называть «декларацией Калинина» (по аналогии с декларацией Бальфура ) .

«Декларация Калинина» вызвала негативную реакцию советского населения — пошли слухи о «захвате евреями Крыма», а в советские учреждения и редакции газет и журналов пошли протестные письма . В те времена стало расхожим выражение: «Евреям — Крым, а русским — Нарым» . В выражении был намёк на старое место царской ссылки — Нарымский край .

Противники Южного проекта были также в КомЗЕТ: нарком земледелия РСФСР А. П. Смирнов (заместитель председателя КомЗЕТ) и председатель ЦИК Крымской АССР В. Ибраимов (член КомЗЕТ) . 8 апреля 1927 года ЦК ВКП (б) объявил Ларину выговор (за жёсткое выступление 15 октября 1926 года против В. Ибраимова) и тот вскоре по состоянию здоровья ушёл с поста председателя Центрального совета ОЗЕТ . Однако Ларин продолжил работу над проектом . А после того, как Ибраимова 28 апреля 1928 года расстреляли как «турецкого шпиона», с Ларина сняли выговор .

В 1926 году КомЗЕТ рассматривал возможность аграрного переселения евреев не только в Крым, но и на Алтай . 8 июля 1926 года Политбюро ЦК ВКП(б) с подачи КомЗЕТ распорядилось «наравне с практической работой по Северному Крыму и по плавням исследовать вопрос о возможности создания, кроме того, массива на 500 тыс. человек на Алтае, послав туда в советском порядке компетентную комиссию» .

В июне — августе 1927 года старший агроном КомЗЕТ профессор Б. Л. Брук обследовал район станции Тихонькая в Среднем Приамурье и посчитал, что в этом месте можно создать еврейскую автономию . При этом Брук рекомендовал разместить евреев в обжитых казаками южной и юго-восточной части будущей Еврейской автономной области .

Реализация Южного проекта

Постановление Президиума ВЦИК от 13 августа 1928 года (подготовлено при участии Ларина) предусматривало выделение на северо-востоке Крыма земли для 1500 еврейских семей . Реализуя это постановление, Народный комиссариат земледелия Крымской АССР выделил 12,8 тысяч десятин земли, из которых КомЗЕТ принял 8,1 тыс. десятин, сочтя остальные непригодными для земледелия . В мае 1929 года Ларин предложил ЦК дополнительно выделить КомЗЕТу 235 тысяч га земель в центральном Крыму, которые стали бесхозными после того, как с них были отселены в Республику немцев Поволжья местные немцы-колонисты . Также Ларин предложил передать КомЗЕТ следующие территории :

15 февраля 1929 года « Агро-Джойнт » заключил в Москве соглашение о финансировании Южного проекта . Согласно этому соглашению, СССР получал заём на 9 млн долларов с выплатой в течение 10 лет: ежегодно СССР должен был получать 675 тысяч долларов наличными и 225 тысяч долларов товарами .

Рувим Брайнин в 1929 году в США создал фонд поддержки еврейского землеустройства в СССР .

Административно евреи-переселенцы получили автономию. В 1927—1935 годах были созданы еврейские национальные районы :

Кроме того, были созданы еврейские сельсоветы. К концу 1920-х годов на Украине было 160 еврейских сельсоветов, а в Крыму — еврейских сельсоветов .

Одновременно с Южным проектом КомЗЕТ реализовывал проект создания еврейской автономии на Дальнем Востоке . 28 марта 1928 года Президиум ЦИК СССР (после поданного 17 января 1928 года КомЗЕТом ходатайства) закрепил за КомЗЕТом около 39 тысяч км² «для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в приамурской полосе Дальневосточного края» (это было больше площади Палестины, составлявшей 23 тысячи км²) . еврейская автономия на Дальнем Востоке получила тот же статус национального района, что и 5 еврейских районов на Украине и в Крыму. 20 августа 1930 года ЦИК РСФСР преобразовал еврейскую автономию в еврейский национальный Биро-Биджанский район . Заселение дальневосточной автономии евреями началось с апреля 1928 года . При этом переселенцев помещали не в рекомендованные Бруком обжитые казаками районы, а в центральную и северную часть Еврейской автономной области .

Правовой статус евреев-переселенцев

Евреи-переселенцы (как в рамках Южного проекта, так и прибывшие в Еврейскую автономную область) освобождались от правовых ограничений, связанных с их прежним статуса «лишенцев». 10 мая 1930 года Президиум ВЦИК по инициативе Авеля Енукидзе постановил (об этом было опубликовано в Харбине в книге «Биро-Биджан (Землеустройство трудящихся евреев в СССР)») следующее :

Разъяснить, что… евреи, водворённые… в Дальневосточном крае (Биро-Биджан) и в Крыму для ведения трудового хозяйства и привлечённые к земледельческому и общественно-полезному труду, не могут быть лишены избирательных прав, хотя бы они ранее принадлежали к нетрудовым категориям населения…

В итоге среди переселенцев-евреев было много «лишенцев». Так, первый секретарь Крымского обкома Евгений Вегер сообщал в ЦК 10 декабря 1930 года, что в составе 1046 семей, прибывших в 1930 году в Джанкойский район , был 531 «лишенец» .

На евреев-поселенцев в Крыму распространялись запреты, установленные для нееврейского крестьянского населения — в частности, за использование наёмного рабочего труда евреев могли раскулачивать наравне с нееврейским населением. Пётр Смидович 1 июля 1931 года сообщал в ЦК ВКП(б) о раскулачивании в Крыму :

За зиму 1930/31 года раскулачено во Фрайдорфском районе 280 дворов, из них 6 евреев-переселенцев; выслано 44 семьи, в том числе одна еврейская. Степень коллективизации в Крыму еврейских хозяйств — 97 %…

Прекращение Южного проекта

Биробиджанский проект привёл к тому, что часть зарубежной помощи была переориентирована с Крыма и Причерноморья на Дальний Восток. Так в 1928 году ИКОР, располагавшая полученными от Дж. Розенвальда более чем 2 млн долларов, переориентировалась на дальневосточный проект . 7 марта 1929 года Дж. Розенвальд заключил соглашение с советским правительством и передал СССР для Биробиджана 250 тысяч долларов, а также большую партию машин, инструментов и оборудования .

Рувим Брайнин также хвалил как Южный проект, так и биробиджанский. В 1930 году Брайнин в выступлении на IV пленуме ОЗЕТ заявил :

В Крыму и на Херсонщине я был буквально поражён достигнутыми там успехами… У меня создалось впечатление, как будто я попал на новую планету… Когда первая весточка о Биро-Биджане распространилась в Америке, — это произвело на всех большое впечатление… Во время моего пребывания в Чикаго состоялось большое собрание… тысячи людей за недостатком места внутри зала остались на улице… Во всей еврейской истории нет другого подобного примера, чтобы какое-нибудь правительство так широко шло навстречу нуждам еврейского населения, как мы это видим сейчас в Советском Союзе…

На том же пленуме Смидович дал понять Брайнину, что евреи получал в СССР отдельную республику в случае успешного заселения :

Мы имеем 51 республику, почему бы евреям не образовать 52-ю. Это произойдёт автоматически, когда район будет заселён евреями…

На американские спонсорские средства в 1928—1929 годах в районе будущего Биробиджана работали американские эксперты — глава ИКОР Чарльз Кунц и Франклин Харрис, которые дали заключение, что данная местность пригодна для заселения добровольцами-иностранцами . В 1931 году Политбюро дало согласие на заселение иностранцами-евреями территории будущей Еврейской автономной области . В 1931—1936 годах в Еврейскую автономную область прибыли 1374 иностранца .

В 1934 году положение дальневосточного проекта изменилось — 4 мая 1934 года Политбюро создало из национального района Еврейскую автономную область . Уже 28 мая 1934 года М. И. Калинин заявил делегации еврейских рабочих и работников печати Москвы, что область будет преобразована в республику, когда там соберётся не менее 100 тысяч евреев . При этом еврейские районы Южного проекта не получили статус автономной области. В итоге был лозунг «Весь СССР строит ЕАО», в результате которого в 1934 году в Еврейскую автономную область прибыли 5267 переселенцев из советских городов . В 1938 году конфликт в районе озера Хасан остановил биробиджанский проект: намеченная на 1939 год отправка в Еврейскую автономную область 250 еврейских семей не состоялась .

В мае 1938 года в СССР был ликвидирован КомЗЕТ и ОЗЕТ, закрыты представительства Агро-Джойнта, ОРТа и ЕКО . В 1938 году прекратилось переселение евреев в Крым .

Результаты

Южный проект по числу переселенцев оказался успешнее, чем биробиджанский проект. К 1939 году только в Крым были отправлены с начала действия Южного проекта 47740 евреев . В 1939 году в Крыму в сельском хозяйстве были заняты 18065 евреев .

В 1928—1933 годы в Еврейскую автономную область были завезены 19635 евреев, из которых остались на постоянное место жительства 8185 человек . По переписи 1939 года в Еврейской автономной области проживали всего 17695 евреев (в том числе 13291 человек в городах) . То есть в сельской местности в Еврейской автономной области в 1939 году проживали 4404 еврея. Это было более, чем в 4 раза меньше, чем количество евреев, проживавших в сельской местности Крыма.

Масштабное переселение способствовало удвоению доли евреев в населении Крыма. Евреи в 1926 году (16593 человека) составляли 2,35 % населения Крыма (включая Севастополь ). В 1939 году в Крыму (включая Севастополь) проживали уже 65452 еврея — 5,81 % населения Крыма.

По словам Юрия Ларина , размер пашни еврейских хозяйств Крыма в 1924—1929 годах увеличился в 20 раз, достигнув к 1930 году 94 тысяч гектар (около 10 % всех обрабатывавшихся земельных площадей Крыма) .

В период Великой Отечественной войны часть евреев-колхозников была эвакуирована с племенным скотом из Крыма. Большинство оставшихся погибло в Холокосте . После освобождения Крыма, как отмечает историк Геннадий Эстрайх, там были вновь созданы еврейские колхозы . После войны часть еврейских колхозников (около 250 семей) из Крыма переехала (в рамках специального постановления) в Биробиджан . Однако часть евреев-колхозников осталась в Крыму на протяжении всего советского послевоенного периода. Эстрайх отмечал, что по переписи 1989 года в Крыму было большее еврейское сельское население, чем в ряде других советских регионов .

В культуре

Южный проект отразился в советском фольклоре. Стало расхожим выражение: «Евреям — Крым, а русским — Нарым» . В выражении был намёк на старое место царской ссылки — Нарымский край .

2 октября 1927 года был зафиксирован украинский анекдот :

«Кто терпеливей: люди или природа?» — «Люди. Потому что мы десять лет терпели над собой еврейскую власть, а Крым провалился на следующий год после того, как его колонизовали евреи»…

Примечания

  1. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 132.
  2. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 145.
  3. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 135—136.
  4. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 137.
  5. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 136—137.
  6. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 136.
  7. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 134.
  8. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 139.
  9. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 141.
  10. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 132—133.
  11. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 133.
  12. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 139—140.
  13. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 135.
  14. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 142.
  15. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 140.
  16. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 137—138.
  17. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 138.
  18. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 141—142.
  19. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 143.
  20. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 143—144.
  21. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 144.
  22. Костырченко Г. В. Сталинский перелом конца 1920-х гг. в решении еврейского вопроса // 1929: «Великий перелом» и его последствия: Материалы XII международной научной конференции. Екатеринбург 26 — 28 сентября 2019 г. — М.: Политическая энциклопедия , 2020. — С. 147—148.
  23. . Дата обращения: 31 октября 2021. 31 октября 2021 года.
  24. Мельниченко М. Советский анекдот: указатель сюжетов. - М.: Новое литературное обозрение, 2021.


Источник —

Same as Южный проект