Американская исключительность
- 1 year ago
- 0
- 0
Национальная исключительность — идеология, утверждающая, что культурные и этнические отличия одной нации делают её не подверженной историческим воздействиям, влияющим на другие нации , декларация и пропаганда национального превосходства и так далее [ источник не указан 1299 дней ] . Относится к признакам национализма .
Дебора Мадсен возводит истоки идеологии ко временам Тюдоров , когда Джон Фокс в своей « Книге мучеников » объяснял причины разрыва с католической церковью (в Акте о престолонаследии ) незаконной узурпацией папством верховенства в единой церкви. С этой точки зрения, английская церковь просто восстанавливала традиционное единство духовной и светской власти, прерванное Римом; действия Елизаветы Тюдор были кульминацией исторической тенденции, действий Бога через Провидение, для возвращения истинной Церкви в виде англиканства .
В глазах пуритан , Елизавета была защитницей истинной церкви и противником римского Антихриста , она была самой церковью . Согласно пуританской историографии, Бог через провидение помогает церкви избранных, а церковь является агентом Бога, действующего во спасение; история воспринимается как конфликт между Христом и Антихристом, в тюдоровские времена воплощённых в виде церкви избранных и папства. Именно в елизаветинский период вера в то, что Англия является новым Израилем, а англичане — избранным Богом народом, получила широкое распространение благодаря книге Фокса.
Колонисты Массачусетса привезли с собой этот «апокалиптический национализм» в Новую Англию , где он послужил основой американской исключительности .
По современному мнению Русской православной церкви , национальная исключительность является греховным явлением: «[п]равославной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие» .
Бердяев противопоставляет и национальную исключительность. Цитируя Достоевского,
Всякий великий народ верит и должен верить, если только хочет быть долго жив, что в нём-то, и только в нём одном, и заключается спасение мира, что живёт он на то, чтоб стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их, в согласном хоре, к окончательной цели, всем им предназначенной.
Бердяев утверждает, что «мессианизм не есть национализм», он претендует на нечто «неизмеримо большее» .