Путевой очерк
- 1 year ago
- 0
- 0
Путево́й очерк (также травело́г от ( англ. travelogue от travel — « путешествие », по образцу monologue — «монолог») — очерк , в основе которого лежит описание каких-либо событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора , художественно оформленный путевой дневник.
Путевой очерк — жанр художественной публицистики, разновидность очерка. Ведущие типы речи в путевых заметках – повествование или описание, сопровождаемые, как правило, рассуждением. Предметом изображения является уклад жизни, нравы, обычаи. Всё это служит поводом для авторского размышления, обобщения, постановки проблемы . В зачине путевых заметок обозначено время и место действия, центральная часть строится на чередовании фрагментов, в заключительной части автор может делать соответствующие теме выводы .
Путевые очерки — очень древний жанр. Наиболее ранними путевыми записками можно считать некоторые главы « Истории » Геродота о его путешествии в Персию , Египет и в Вавилон в V веке до нашей эры и « Анабасис » Ксенофонта . Но путешественники долго не осознавали литературный аспект путешествия; их путевые очерки были дневником ученого, отчетом дипломата или миссионера. Лишь в середине XVII века путевые очерки стали именно литературным жанром. Их авторы осознали преимущества литературного воздействия, соединяя заботу о стиле с композицией повествования. В XIX веке появились писатели-путешественники, которые совершали путешествия именно для того, чтобы литературно описать их. Так поступали Франсуа Рене де Шатобриан , Шарь Нодье , Жерар де Нерваль , Эжен Фромантен , Пьер Лоти , Теофиль Готье , Редьярд Киплинг .
« Хожение за три моря » Афанасия Никитина (1466—1472), где автор в жанре путевых заметок описывает своё путешествие в Индию, было первым «хожением» в русской литературе не религиозной тематики. Путевые заметки Афанасия Никитина рассказывали о политическом строе, торговле, сельском хозяйстве, обычаях и традициях Индии. Также автор рассказал о посещённых им Кавказе, Крыме и Персии.
А. Н. Радищев в 1790 году опубликовал публицистическую книгу « Путешествие из Петербурга в Москву » в форме путевых заметок. Идея подобного построения произведения была заимствована автором у английского писателя Лоренса Стерна из его книги «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768).
К произведениям, созданным в жанре путевых заметок или очерков, можно также отнести «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (1830) А. С. Пушкина , а также такие более поздние произведения, как « Фрегат „Паллада“ » (1858) И. А. Гончарова , « Остров Сахалин » (1895) А. П. Чехова , « Одноэтажная Америка » (1937) И. А. Ильфа и Е. П. Петрова и другие .
Относительно особого статуса интернет-заметок у лингвистов нет единого мнения: одни авторы склоняются к тому, что в случае интернет-общения речь идет о трансформации исконно литературного жанра путевых заметок, поскольку цели и задачи такой формы общения остаются теми же, что и во время непосредственного общения, основные характеристики жанра — лингвистическое выражение и цель использования жанра — сохраняются .
Другие авторы относят современные трэвел-заметки к жанру исконно сетевых, т.е. порожденные самим использованием языка в сети, и заимствованные интернетом из других сфер общения .
Во-первых, это отношение путевых заметок к софт-медиа, то есть преобладание в материале досуговой, развлекательной информации, не теряющей своей актуальности некоторое время. Софт-медиа характеризуются также своим литературным повествованием, детальностью, наличием бэкграунда .
Во-вторых, наличие в трэвел-материалах элементов инфотейнмента . Его положительное влияние выражается в интерактивности, доступности информации для любой аудитории, в оригинальной подаче медиапродукта, а также в релаксационной функции.
В-третьих, в инофсреде все большую роль играет персонализация журналистики, то есть возможность получать читателю качественную информацию, в которой он заинтересован ввиду своего образа жизни и интересов. В связи с этим появляются новые требования к трэвел-текстам путевых заметок: выражение мыслей автора, экспрессивность материала наравне с его документальностью и объективностью .
Особенно большое развитие травелог в изобразительном искусстве получил в Англии в связи с увлечением путешествиями в XVII—XVIII веках .