Кумыки
- 1 year ago
- 0
- 0
Эту страницу предлагается переименовать.
|
Царство гуннов (савир) в Дагестане — государство, существовавшее в V—X веках на территории Дагестана . Южным пределом Царства гуннов являлся Дербент . Столицей государства был город Варачан .
Впоследствии царство попало в зависимость к Хазарскому каганату , но тем не менее не утратило остатки самостоятельности . Территория Царства гуннов (савир) была поглощена соседними государственными образованиями в X веке.
Проникновение тюркоязычных племён на территорию Кавказа началось в начале первого тысячелетия нашей эры. Массовой миграции племён гуннского круга в конце IV века предшествовало постепенное проникновение гуннов в Восточное Предкавказье во II веке. Древнейшее упоминание о гуннах Прикаспия содержится в «Описании населённой земли» Дионисия Периегета . К этому же времени относится и сообщение о прикаспийских гуннах Клавдия Птолемея. Кочевья гуннов располагались в степных районах Западного Прикаспия вплоть до Дербентского прохода . Закрепление позиций племён гуннского круга на территории Прикаспия происходит в III—IV веках.
Известнейший армянский исторический писатель средневековья Мовсес Хоренаци (V век н. э.), используя сочинения армянского историка Агатангелоса (вторая половина V века), упоминает о стране гуннов, до пределов которых армянский царь Трдат III преследует вторгнувшихся в Закавказье басилов . В источниках гунны Прикаспия нередко отождествляются с савирами .
Распад на Северном Кавказе первого гунно-булгарского объединения во главе с оногурами обусловил начало параллельного процесса объединения кочевников Восточного Предкавказья и становления нового военно-политического союза во главе с сабирами.
Ю. Р. Джафаров установил 3 этапа проникновения гуннов (савиров) в Предкавказье. Первый период характеризуется проникновение незначительных групп булгарских племён в Восточное Предкавказье. Раннее проникновение гуннов в Восточное Предкавказье признаёт Л. Н. Гумилёв и А. П. Новосельцев .
Впервые территория расселения гуннов названа страной армянским летописцем V века Егише Вардапетом. В своей работе он упоминает идентичные названия («область гуннов», «страна хайландурков»). В 502 году начались длительные войны между Ираном и Византийской империей за мировое господство, в которые были втянуты племена гуннов Кавказа. В византийских источниках часто упоминаются гунны-савиры. Прокопий Кесарийский отмечал, что савиры и другие гуннские племена проживают недалеко от Дербентского и Дарьяльского проходов на равнинах. Племена гуннов (савиров) Прикаспия активно участвовали в войнах своих соседей, выступая в качестве наёмников в армиях великих держав того времени. В 521 году византийский император Юстин I пытался использовать савирского вождя Зилигда против Сасанидов. Но савиры в нарушение договора начали грабить византийские владения, но были разгромлены объединённой армией Византии и Сасанидов. В 527 году савирами, расположенными близ иранской границы, правила вдова вождя Болаха — Боарикс. Она заключила союз с Византией. Двое других племенных вождей согласились служить Ирану. В ходе столкновения один из вождей, Глом, был убит, а другой — Тиранис — пленён и отослан в Константинополь в качестве трофея . С помощью савир византийцы сумели овладеть Лазикой в 551 году. В кампании 554—555 гг. тяжеловооружённые савиры под предводительством «знаменитейших у них людей» Башиаха, Кутилзиса и Илагера приняли активное участие в войне на стороне Византии и разгромили сильный отряд воинственных дилимнитов — союзников персов. В середине VI века савиры владели Прикаспийским проходом, который армянские историки называют Чора и где позднее возник Дербент .
Готский историк Иордан писал о гуннах (савирах) следующее:
Гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племён, закишели надвое разветвившейся свирепостью к народам. Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие — савирами, но места их поселений разделены, — писал Иордан о племенах, составлявших ядро гуннской конфедерации .
Могущество гуннов (савиров) Прикаспия было подорвано многочисленными междоусобными войнами, а также вторжением в Дагестан арабов. В это время часть гунно-савир уходит в горы Дагестана и основывают государство Тавйяк (в переводе с кумыкского «горная сторона»).
Постепенно эти племена становятся зависимыми (вассальными) от хазар и активно участвуют в войнах на их стороне.
Один из самых известных князей гуннов (савир) Алп-Илитвер называется в армянских источниках вассалом хазарского кагана .
Алп-Илитвер активно вмешивался в политическую жизнь Кавказской Албании, совершая походы как в интересах хазар, так и в своих собственных. Недовольный убийством заговорщиками албанского князя Джеваншира в 669 году, Алп-Илитвер совершает вторжение в Албанию , принудив нового албанского князя Вараз-Трдата к принятию вассальной зависимости . В 682 году Алп-Илитвер принимает христианство от албанского епископа Исраэля . По мнению А. В. Гадло, гунны Дагестана представляли собой образование, искавшее выхода из хазарской опеки и сближению с Албанией.
В VIII веке страна гуннов по армянским источникам становится ареной противостояния Хазарского каганата и Арабского Халифата.
Княжество гуннов (савиров) фигурирует в более поздних источниках под разными наименованиями до X века . Ибн-Хордадбех (IX век) называет страну, располагающуюся к северу от Дербента, «Суваром» (Савир). Ибн ал-Факих, составивший около 903 г. компиляцию из сочинений предшественников, повторяет сведения Ибн Хордадбеха о политических центрах, расположенных вблизи Дербента, но Сувар Ибн Хордадбеха обозначен им как «царство Сура». М. И. Артамонов отождествляет его с царством Хамзин, образовавшимся после распада царства гуннов в приморской полосе Дагестана . Другие исследователи считают Сувар иным названием царства гуннов.
Арабский географ Аль-Масуди упоминает царство Джидан , отождествляемое М. И. Артамоновым со страной гуннов. Ослабление хазар и постоянные войны привели к тому, что южная граница гуннов (савир) сдвигалась на север. В X веке часть её территории, по одной из версий, захватываются соседним политическим образованием — Хайдаком . А в XII веке в землях Прикаспия устанавливается господство половцев .
Остатки гуннов-Савиров (или сабиров) вошли в состав кумыков .
До прихода племён гуннского круга Прикаспий населяли ираноязычные племена маскутов и аорсов , а также народ камаки (кама, камариты). Многочисленные военные, культурные и политические контакты привели к интеграции тюркоязычных гуннов и ираноязычных маскутов . Именно поэтому в армянских и иных средневековых источниках для кочевых племён севернее Дербента нередко используется собирательное название «унны». Несмотря на это упоминания о маскутах содержатся в источниках и в VII веке н. э., что говорит о сохранении ими своей идентичности. С VI века в источниках появляются данные о неоднородности племён гуннского круга. Прокопий Кесарийский выделяет среди племён Прикаспия савиров , постоянно подчёркивая их родство с гуннами (причём данные о савирах датируются IV—V веками). Приск Панийский знает на Северном Кавказе другие гуннские племена — угоров, сарагур, оногур . Агафий Миринейский , описывая осаду города Археополя в Лазике, писал о гуннских воинах в римской армии, называемых савирами. Псевдо-Захария в «пределах гуннов», локализуемых им за Каспийскими воротами, к северу от них, знает 13 народов: «Авгар, сабир, бургар, алан, куртаргар, авар, хаcap, дирмар, сирургур, бапрасик, кулас, абдел, ефталит». Сами гунны причислены им к числу пяти верующих народов Кавказа, тогда как савиры (как и другие 12 народов) причислены к языческим и варварским . Известный правитель гуннов Прикаспия Алп-Илитвер называет свою страну гуннской . В Армянской Географии VII века названы три народа гуннского круга: гунны, басилы, савиры .
Армянские и арабские источники не отождествляют «гуннов» с хазарами. Страну гуннов армянские писатели указывают к северу от Дербента: «К северу (от Дербента), — говорится в „Армянской географии“, — находится царство гуннов. На западе у Кавказа город гуннов Вараджан (Варачан), а затем города гуннов Чунгарс и Мсндр (Семендер)»
Армянский историк Гевонд также не смешивал хазар с гуннами, указывая, что последние являются союзниками хазарского кагана, а также упоминал о гуннских городах, населением которых являются гунны . Анонимный персидский автор географического трактата «Пределы мира», составленного в 982 г., упоминает в своём трактате «турок», «которые живут по соседству с областью хазар». По мнению Л. Б. Гмыри, под этим названием он подразумевает население Прикаспия .
Псевдо-Захария сообщал, что в первой трети VI века, во время пребывания в Гуннии христианской миссии из Албании было выпущено писание на «их языке», то есть на гуннском языке . Как отмечает Л. Б. Гмыря, издание такого важного по идеологическому влиянию на гуннское население документа невозможно было на языке какого-либо одного, даже господствующего племени. Таким образом, в государстве уже был общий язык . Анализ имён собственных племенных вождей гуннов Прикаспия указывает на их тюркское и иранское происхождение . Анализ имён богов также указывает на их тюркскую и иранскую природу. Эти факты подтверждают глубокую этническую интеграцию в Царстве гуннов (савир) Прикаспия .
По мнению С. Г. Кляшторного , тюркоязычные этнические группы, населявшие Предкавказье и Северный Кавказ в конце IV—VI в., к которым принадлежали гунны Дагестана, неотделимы от основной массы гунно-болгарских племён и надёжно связываются с западной миграцией части союза племён теле (*тегрег), на основе которого в Центральной Азии сформировались в V—VII вв. новые племенные союзы «девяти огузов» (токуз-огуз) и «десяти уйгуров» (он-уйгур), игравшие выдающуюся политическую и культурную роль вплоть до монгольской эпохи .
Гунны Прикаспия по происхождению были связаны с древними хуннами и европейскими гуннами . Л. Б. Гмыря отмечает, что гуннский язык был языком общения всего гуннского общества. Авторы, на которых ссылается Гмыря, относят гуннский язык к числу тюркских . Согласно альтернативным версиям, гуннский язык и язык хунну относились к монгольским либо енисейским языкам . Другие выступают за их смешанное тюрко-монгольское происхождение .
Гуннское происхождение имеют многие топонимы, гидронимы и оронимы горной части Дагестана (квартал гунналар в селении Кумух , гора Гуниб к северо-западу от одноимённого селения и другие) . Прямыми потомками гуннов Дагестана, возможно, являлись гуены , упоминаемые на Кавказе с XIV века Шереф ад-Дином Йезиди и Низам ад-Дином Шами, описавших походы Тимура 1395 г. Ягуб-бек Лазарев (XIX в.), основываясь на сведениях армянских источников , в работе «О гуннах Дагестана» отождествлял гуенов с гуннами и писал, что этот этноним известен на Восточном Кавказе (Дагестан) со времён мидян . Потомками гуннов гюенов считал и Н. Ходнев .
Население Царства гуннов (савиров) считается предками современных кумыков . В V—VII века из-за давления более многочисленных тюркских племён (тюркютов) часть гунно-савиров (предков кумыков) мигрировало в горы, где образовали государство «Тавйяк» ( Сарир ). Оставшееся на равнине гунно-савирское население образовало государство Джидан — раннефеодальное кумыкское государство .
Наряду с хазарами и другими тюркскими племенами средневекового Дагестана, поучаствовали в этногенезе кумыков . Начало складывания кумыкского народа ко времени существования Царства Гуннов относят такие известные исследователи как С. А. Токарев , авторы фундаментального труда «Народы Кавказа» и другие. Современный кумыкский исследователь Камиль Алиев приходит к выводу, что Кавказская Гунния сыграла роль важнейшего этнообразовательного фактора для кумыков. Множество исследователей относят формирование кумыкского языка ко времени существования Царства Гуннов (А. Самойлович, П. Юрканкаллио и другие). Константин Фёдорович Смирнов считал населениe Кумыкской равнины VIII-X веков ближайшим предком нынешних обитателей страны — кумыков .
Кумыкский, наряду с карачаево-балкарским, крымско-татарским и караимским языками, в своей основе имеют общие, исторически отложившиеся булгарские и хазарские черты
Исследователи называют тюркский язык булгарского типа, распространённый в Царстве гуннов, пракумыкским языком из-за булгарского субстрата в кумыкском языке .
П. А. Головинский :
По преданию одновременно с хазарами на Кумыкской плоскости появляются гуэны… (а потом тюмены). Гуэны считали себя потомками хазар, но можно предполагать, что они — потомки аур-хуннов. Гунны, оставшиеся на понизовье Кумыкской плоскости, названы гуэнами.
Н. Семёнов :
Гуэны или гуэнцы, также многочисленные и населявшие многие селения плоскости, считали себя аборигенами страны, не оспаривая старшинства поселения у тюменов. Тюмены выводили себя из кочевников-ногайцев, гуэнцы же — чеченского происхождения, из аула Гуни.
Однако Н. Семёнов был не уверен в данной версии и далее выдвинул предположение о происхождении гуенов:
Вторые же (т. е. гуены) или чеченцы, или отпрыски народа, слившегося с чеченцами, во всяком случае, не кумыки
Таким образом, большинство исследователей считают гуенов потомками гуннов Прикаспия.
В Засулакской Кумыкии и в позднем средневековье были известны многочисленные населённые пункты и крепости: Гюен-кала, Гюен-авлак (Гюен-поле), Гюен-сызак (Гюенская тропа), Гюен-аул, Гюен-тала, Гюен-отар . Гюены, как отмечал кавказский этнограф В. Вейденбаум, не отличались от кумыков ни наружностью, ни своим языком. Позднее гюены растворились в превосходящих их по численности кумыках .
Естественной ассимиляции подверглись не только кавказские племена, но и остатки могущественных некогда массагетов, аваров, гунно-савиров, кипчаков и других кочевников. Мощные потоки межобщинного взаимодействия тюркских племен в степях Северо-Восточного Кавказа способствовали зарождению новой этнической группы — кумыков.
Многие тюркские по происхождению топонимы Дагестана, относящиеся к названиям гор, имеют в своем составе слово mae/may «гора» (например, Тарки-Тау), которое относится к лексикону кипчакской группы племен. Такие топонимы сохранились в основном на территории исторического расселения гунно-савиров на Кавказе, которую сейчас занимают главным образом кумыки