Interested Article - Дамик-илишу I

Дамик-илишу I ( шум. d da-mi-iq-i 3 -li 2 -šu ; букв. «Милостив его бог» ) — царь Исина приблизительно в 1817 1794 годах до н. э.

Биография

Правление

Стандартная надпись Дамик-илишу I, сына Син-магира , характеризует его как «земледельца, который накапливает продукцию (земли) в зернохранилищах» . От его правления сохранились четыре царские надписи, в том числе надписи на глиняных конусах, в честь празднования строительства стены Исина, где он назван «Дамик-илишу любимец бога Нинурты » также вспоминается в имя-года и «подходящей для офиса эн священника приличествующей богини Инанна» . Строительство хранилища e-me-sikil , " ( «дом непорочных обрядов?» ), для бога Марду, сына бога Ана . Конус отмечает строительство храма é-ki-tuš-bi-du 10 ( «Дом его благой резиденции» ), возможно, для божества Нергал из Узарпара (Uṣarpara). Также существует также копия дворцовой надписи из Апиака дарения Нергалу вотивной скульптуры льва.

Дамик-илишу был тем царём, при котором Исин лишился независимости и был покорён царём Ларсы Рим-Сином . Порядок событий этого завоевания неизвестен, но некоторые сведения можно почерпнуть из датировочных формул противоборствующих царей. В союзе с Уруком , Вавилоном , Рапикумом и какими-то сутийскими племенами Дамик-илишу выступил против Рим-Сина, но эта коалиция была разгромлена. 14-й год правления Рим-Сина ( 1810 / 1809 год до н. э. ) носит название: «Год, когда армии Урука , Исина , Вавилона , Сутума, Рапикума , и Ираданене , царь Урука были поражены оружием» . Эта победа над такой мощной коалицией, похоже, пробудила в Рим-Сине имперские амбиции.

Дамик-илишу отступил на свою территорию и начал строить оборонительные сооружения. 13-й год правления Дамик-илишу ( 1805 / 1804 год до н. э. ) назван: «Год, когда [Дамик-илишу] построил великую стена города Исин [названную] Дамик-илишу-хегаль (Изобилие Дамик-илишу)» . Священный город Ниппур, кажется, переходил из рук в руки в ходе этой борьбы, что можно заключить из найденных там документов. Где-то после 1814 года до н. э. Дамик-илишу вернул себе этот город, но в 1803 / 1802 году до н. э. , том самом году когда Рим-Син «уничтожил Урук» Ниппур окончательно вошёл в состав Ларсы. Однако дальнейшее наступление Рим-Сина на союзника Исина город Вавилон потерпело крах. 13-й год вавилонского царя Син-мубаллита ( 1801 / 1800 год до н. э. ) носит название: «Год, когда войска Ларсы были поражены оружием». Однако Рим-Син перегруппировал свои силы и вновь ударил по Исину; 25-й год его правления ( 1799 / 1798 год до н. э. ) назван: «Год, когда праведный пастырь Рим-Син, с помощью мощных Ана, Энлиля и Энки, захватил город Дамик-илишу, привёл его жителей, которые помогали Исину, в плен в Ларсу, и установил свою победу большую, чем прежде». Эта неудача, кажется, внесла разлад в действия союзников и с этого момента Син-мубаллит перешёл в лагерь царя Ларсы. В следующем 1798 / 1797 году до н. э. (16-й год правления Син-мубаллита) он даже нанёс удар по Исину и временно захватил этот город.

29-й год правления Рим-Сина ( 1795 / 1794 год до н. э. ) назван: «Год, когда праведный пастырь Рим-Син с помощью могучей силы Ана, Энлиля и Энки захватил в один день Дуннум крупнейший город Исина, забрал всех его воинов, но не стал переселять его население с насиженных мест», а его 30-й год ( 1794 / 1793 год до н. э. ) гласит : «Год, когда Рим-Син, истинный пастырь с мощным оружием Ана, Энлиля и Энки, захватил Исин, столицу царства, и различные деревни, но пощадил жизнь их обитателей, и сделал великой навсегда славу своего царства». Это было концом царства Исин и событие считалось настолько значимым, что с тех пор каждый год Рим-Сина был назван в честь него.

От имени Дамик-илишу ведётся повествование хроники Вейднера, также называемой хроникой Эсагилы . Тут этот исинский царь пишет царю Вавилона Апиль-Сину о благословениях, которыми боги одаривали более ранних правителей, которые приносили жертвы верховному богу Вавилона Мардуку в храме Эсагила . То что большинство из этих царей правили в третьем тысячелетии до н. э., когда и Вавилон и его святыня, если и существовали, то уж точно не имели никакого значения, снижает историчность этой хроники. Вероятно, она является более поздней подделкой, призванной закрепить великую роль Вавилона и его бога Мардука с древнейших времён.

Существует также поэтическое послание, которое Дамик-илишу посвятил богу Нуску . Дамик-илишу, кажется, прослыл чем-то вроде народного героя, потому что позже цари ссылаются на него и описывают себя в качестве его преемников. Династия Страны Моря , похоже, считала себя возродительницей ново-шумерской культуры, а третий царь этой династии Дамик-илишу II , даже взял его имя. Основатель II династия Страны моря, Симбар-Шиху , называет себя «солдатом династии Дамик-илишу» в исторической летописи.

Согласно Шумерскому царскому списку (копия P5), его правление продолжалось 23 года. Список царей Ура и Исина отводит ему всего 4 года, но историки объясняют это тем, что этот список был создан при Дамик-илишу I, именно в 4-й год его правления.

Список датировочных формул Дамик-илишу I

I династия Исина

Предшественник:
Син-магир
царь Исина
ок. 1817 1794 до н. э.

Преемник:
захват Ларсой

Примечания

  1. . Дата обращения: 13 декабря 2016. 28 февраля 2006 года.
  2. Babylonian Inscriptions in the Collection of J. B. Nies (New Haven 1917 ff.) / Вавилонские надписи из коллекции Б. Нис ( Нью-Хейвен 1917 и след.)

Литература

  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова . — М. : Главная редакция восточной литературы издательства « Наука », 1983. — 534 с. — 25 050 экз.
  • . // / Автор-составитель В. В. Эрлихман . — Т. 1.

Ссылки

Источник —

Same as Дамик-илишу I