Родившиеся в 1823 году
- 1 year ago
- 0
- 0
Адиабена ( греч. Ἀδιαβηνή , сир. ܚܕܝܐܒ , , ивр. חדיב , арм. Նոր Շիրական ) — античное государство в северной Месопотамии , соответствующее северо-западной части древней Ассирии со столицей в Арбеле (современный Иракский Курдистан ).
Правители Адиабены в I веке нашей эры перешли из политеизма в иудаизм . Государство в разные годы входило в состав Парфии , Сасанидов и Великой Армении .
Восточная граница проходила по горам Загрос , и отделяла Адиабену от области Мидия (современный северо-восток и северо-запад Ирана ) .
В первые века нашей эры Адиабеной правили цари из местных династий, зависимые от парфян. При этом они неоднократно вовлекались в споры, связанные с престолонаследием в Парфии и ряд римско-парфянских конфликтов . Особенно во время правления царя Изата II (ок. 36—59/60) было значительно влияние парфянского государства. Это был тот самый Изат, который вместе со своей матерью Еленой по политическим причинам перешёл в иудаизм . В этот период курдское царство Кордуена вошло в состав Адиабены .
Царская семья поддерживала евреев Иудеи в финансовом отношении и даже посылала во время Иудейской войны войска. Елена и её второй сын часто упоминаются в Мишне , где их хвалят за их благочестие.
Когда римляне завоевали Месопотамию при Траяне в 116 году, Адиабена стала римской провинцией под названием Ассирия . Тем не менее, преемник Траяна Адриан оставил месопотамские провинции. Только Септимий Север повторно захватил в 195 году Адиабену, но на короткий срок и принял победный титул «Адиабенский». В правление Каракаллы римляне в 216 году повторно вторгались в Адиабену.
Позже союзные правители Адиабены и правители Киркука , согласно Хронике Арбела, объединились с сасанидским царём Ардаширом I против парфянского правителя Артабана IV . Во время господства Сасанидов в Адиабене имелось много несторианских христианских общин. Из агиографических источников известно имя правителя Адиабены Кардага, принявшего христианство и казнённого за это по приказу сасанидского шаха Шапура II Великого в 358 году.
Адиабена имело смешанное этническое население. В ней жили ассирийцы , арабы , иранцы , арамеи , греки , а также значительное еврейское население . Сирийский язык в Адиабене, по некоторым данным, был доминирующим. Другие источники заявляют, что ираноязычное население преобладало над арамейским . Трудное смешение культур можно увидеть в истории мученичества Махануша, выдающегося иранского зороастрийца , принявшего христианство .