Interested Article - Иезекииль
- 2021-08-06
- 1
Иезекии́ль (Иезекиил, др.-евр. יְחֶזְקֵאל , Йехезкэль — «Бог укрепит») — согласно христианскому учению, один из четырёх ветхозаветных «великих пророков »; в иудаизме — один из трёх «великих пророков» (Исаия, Иеремия, Иезекииль), жил в правление иудейского царя Иехонии . Пророчествовать начал в возрасте тридцати лет, находясь в вавилонском пленении (в июле 592 года до н. э. ). История жизни Иезекииля и его пророческой деятельности изложена в книге, называемой его именем, « Книге пророка Иезекииля », и занимающей в христианском Ветхом Завете третье место в ряду книг великих пророков (после « Исаии », « Иеремии » и перед « Даниилом ») . Ему принадлежит описание тетраморфа — четырёх образов над таинственной колесницей , которые книга « Зогар » называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека .
Память в Православной и Католической церквях отмечается 21 июля (3 августа) (соответственно по юлианскому и григорианскому календарям). Личное имя Йехезкель ( идиш Хацкл, Ехескл) популярно среди евреев.
Биография
Родился в городе Сарир ( Иудея ) около 622 года до н. э. в семье священника Вузии. Его называют современником пророков Иеремии и Даниила .
В 25-летнем возрасте с первым караваном пленных в 597 году до н. э. Иезекииль был уведён в Вавилонию и жил в посёлке у реки близ Ниппура , одного из религиозных центров Вавилонии. Здесь, у реки Ховар, у него было видение, с которого в 5-й год от пленения царя Иоакима (по другим данным речь идет об Иехонии ) — 592 году до н. э. — началось его пророческое служение (5-й день 4-го месяца ).
В это время Иезекиилю было около тридцати лет. Затем по вдохновению (по указанию Бога, см. Иезекииль, 4:1 — 8 и др.) он принимает на себя ряд испытаний. Бог временно делает его немым ( Иез. ) и дает задание изобразить осаду Иерусалима для того, чтобы показать израильтянам свое недовольство их действиями. Так он 390 дней спит на левом боку ( Иез. ) и еще 40 — на правом ( Иез. ). Затем он ест лепешки, испечённые на коровьем навозе ( Иез. ). Затем он обривает свою голову ( Иез. ). В 587 году до н. э. от язвы умирает его жена ( Иез. ). Дом пророка в Тель-Авиве (в Месопотамии), как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога ). К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди .
Климент Александрийский приписывает ему знакомство с Пифагором .
Около 571 года до н. э. пророк скончался. По преданию он был предан мученической смерти (привязан к коням и разорван) иудейским князем за обличение в идолопоклонстве . По другой версии он был побит камнями коленом Гада . Могила в Ираке в . По другим данным, пророк был похоронен на острове Арал-Пайгамбар , на реке Амударья , вблизи города Термез ( Узбекистан ) .
Видение славы Господней
Пророческое служение Иезекииля начинается с видения славы Божией в виде колесницы ( Меркава , меркаба ; ивр. מֶרְכָּבָה , «колесница»), в которую запряжены четыре крылатых существа — тетраморф . Каждое из четырёх существ имело подобие четырёх лиц (человек, телец, орёл, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами ( Иез. ). Конструкция завершалась полусферой ( Иез. ), тогда как в основании его находились колёса с глазами. Во время движения крылья издавали сильный шум, а во время остановки крылья опускались. Над полусферой располагался престол, на котором восседало «подобие человека» ( Иез. ).
В христианстве видение это, по объяснению святых отцов , считается прообразом четырёх евангелистов , просветивших весь мир евангельской проповедью с разумом человека, с силою львиною, с покорностью тельца, с высоким пареньем духа, подобном орлиному.
В иудаизме (в том числе в каббале) имеется иное объяснение тетраморфа [ какое? ] .
Пророчества
Против иудеев
Иезекииль предрекает, что иудеи будут предаваться каннибализму ( Иез. ). Он сетует, что среди его соплеменников процветает солярный культ ( Иез. ), распутство ( Иез. ) и корыстолюбие, а интерьеры Иерусалимского Храма (за 5 лет до его разрушения) осквернены изображениями рептилий ( Иез. ). Сами израильтяне, по замечанию Иезекииля, изрядно смешались с соседними народами, поэтому он бросает упрёк Израилю:
Однако Иезекииль, перечисляя грехи Израиля и предрекая кары, подчеркивает, что Бог желает не гибели беззаконников, но их покаяния ( Иез. ).
Против язычников
Иезекииль предсказывал разорение и других стран («семи языческих народов» ) за то, что народ их радовался разрушению Иерусалима. Аммонитяне будут отданы в наследие сынам востока ( Иез. ). Аналогичные кары постигнут Моав . Идумея будет разорена руками самих иудеев и превращена в пустыню ( Иез. ). Наказание также падёт на критян и филистимлян ( Иез. ).
Особо Иезекииль упоминает в 585 год до н. э. о падении ливанских городов Тира и Сидона , а также Египта , которые станут добычей халдейского царя Навуходоносора .
Воскрешение мёртвых
Одним из самых ярких образов Иезекииля является его пророчество о воскрешении из мёртвых . В поле он видит множество костей и обращает к ним своё слово. Затем они начинают обрастать жилами, покрываться плотью и кожей ( Иез. ). Затем в трупы возвращается дух и они встают и покидают свои могилы. Впрочем, это пророчество имеет смысл притчи. Иезекииль использует этот образ, чтобы убедить своих земляков в том, что Израиль возродится, а вавилонский плен окончится.
Это пророчество о воскресении мёртвых читается в православной церкви на утрени Великой Субботы .
Мессия
Вместе с идеей возрождения Израиля Иезекииль раскрывает идею о грядущем благочестивом Царе и Пастыре Давиде, который будет править вечно ( Иез. ).
Гог и Магог
Не менее популярно пророчество Иезекииля об грядущем князе Гоге, который во главе бесчисленного войска придёт от пределов севера (народы Мешех и Фувал ) на землю Израиля и найдёт там свою гибель от каменного града ( Иез. ). Трупов завоевателей будет так много, что израильтяне будут хоронить их семь месяцев в месте, которое нарекут именем Гамона ( Иез. ).
Видение нового Храма
Последнее пророчество, датируемое 571 годом до н. э. , касается возобновления богослужений в Храме. Храм будет обращён на восток, иметь притвор и деревянный жертвенник три локтя высотой ( Иез. ). Иезекииль сообщает, что Бог повелевает сделать изображение в Храме пальм и двуликих херувимов с ликом льва ( Иез. ). Он также настаивает, чтобы необрезанным вход в Храм был воспрещён ( Иез. ). Иезекииль отмечает необходимость празднования Пасхи в 14-й день 1-го месяца ( Иез. ). Также он настаивает на необходимости совершать всенародные жертвоприношения в первый день первого месяца ( Иез. ) и пятнадцатый день седьмого месяца ( Иез. ). Также должны проводиться ежесубботние богослужения. По мысли Иезекииля, служить в храме должны исключительно потомки Садока ( Иез. ). Они должны носить льняные одежды ( Иез. ).
Грядущий Израиль по-прежнему будет расположен к югу от Дамаска , между Великим морем и рекой Иордан . Он по-прежнему будет разделен на 12 колен , однако иноземцам будет дана большая свобода ( Иез. ), и власть будет более централизована под началом Князя, по сравнению с эпохой заселения Ханаана.
Примечания
- ↑ . pravoslavie.ru . Дата обращения: 28 сентября 2022. 28 сентября 2022 года.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- «Черты лица изменяются согласно форме, свойственной внутреннему лицу, духу. Уже при самом выходе из Эдена душа имеет определённую форму, которая отражается на лице. Все физиономии имеют свой прообраз в четырёх первобытных типах, к которым они приближаются или от которых отклоняются, смотря по степени, занимаемой каждой душой в области интеллектуальной или моральной. Эти четыре первобытных типа — те четыре образа, которые намечены были Иезекиилом над таинственной колесницей» — // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ . days.pravoslavie.ru . Дата обращения: 28 сентября 2022. 6 августа 2013 года.
- . azbyka.ru . Дата обращения: 28 сентября 2022. 28 сентября 2022 года.
- .
- krotov.info . Дата обращения: 28 сентября 2022. 14 мая 2012 года.
- от 26 мая 2015 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 4 мая 2013. 26 мая 2015 года.
- . wikimapia.org . Дата обращения: 28 сентября 2022. 28 сентября 2022 года.
- krotov.info . Дата обращения: 28 сентября 2022. 9 ноября 2012 года.
См. также
Литература
- // Православная энциклопедия
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. XI: Июль, День 21.
- 2021-08-06
- 1