Interested Article - Шавушка

Шаушка , Шауша , Шавушка хурритская богиня плодородия, войны и исцеления, позднее также принятая в пантеон хеттов .

В результате брака хеттского царя Хаттусили III (1420—1400 до н. э.) с Пудухепой , дочерью верховного жреца Шавушки, эта богиня стала также богиней-покровительницей царя, в связи с чем и были созданы упоминающие её дошедшие до нас тексты.

Изображение

В хурритской иконографии (оттиски печатей) типичный образ Шавушки — женщина, обнажающая себя, распахивая покрывало .

В хеттской иконографии она изображается в виде женщины с крыльями, стоящей вместе со львом в сопровождении двух спутников. По своему статусу была эквивалентна месопотамской богине Иштар и иногда отождествляется с ней в записях хеттской клинописью .

Культ

Культовым центром был храм Лавацантия в Киццувадне .

Тексты описывают Шавушку как подобную Иштар — богиню с неоднозначной репутацией, которая содействует супружеской любви, однако порой может превращать любовь в опасное испытание. Рельефы в Язылыкая изображают богиню дважды: на одном она изображена вместе с мужскими божествами, а на другом — вместе с богинями. Согласно хеттским текстам, она одевается как мужчина и как женщина, имеет такие типично мужские атрибуты, как топор и другое вооружение, что ряд исследователей интерпретировали в ключе её андрогинности .

От имени Шавушки, по мнению библеиста Л. Несёловски-Спано, происходит имя библейской героини хеттского происхождения Бат-Шуа / Бат-Шеба (в русской передаче Вирсавия ), позднее переосмысленное евреями в рамках еврейской этимологии как «дочь клятвы» .

Согласно арменоведу А. Е. Петросяну, ассирийскую царицу Шамирам древнеармянской мифологии можно рассматривать как историзированную версию Шаушки, которая была также известна как «Иштар Ниневийская» . Имя хурритской богини в дальнейшем нашло отражение в армянском дендрониме saws — «платан». В древности платан был одним из самых почитаемых деревьев на Армянском нагорье, с ним связан образ древнеармянского мифического патриарха Анушавана Сосанвера, отец и дед которого были связаны с царицей Шамирам.

Аракелян В. предполагает, что Шаша - демоница талышской мифологии является сепаратным образом региональной демоницы Алажен и проводит параллель с хурритской богиней «šaoška» или «šawoška», закономерно подвергшейся демонизации. Интересно, что шаошка, или, скорее, «шаош» ведает, помимо прочего, плодородием, матримониальными отношениями, что в результате демонизации закономерно должно дать антагониста продолжения жизни — функционально абсолютное совпадение с талышской демоницей Шаша. Таким образом, шаша вполне может быть древним элементом, трансформированным из хурритского субстрата .

Примечания

  1. Beckman, Gary. «Ištar of Nineveh Reconsidered.» JCS 50 (1998).
  2. Дьяконов И. М. от 10 апреля 2016 на Wayback Machine
  3. 5 января 2009 года. . Accessed 11 Dec 2010.
  4. Karel van der Toorn; Bob Becking; Pieter Willem van der Horst. (англ.) . — Brill , 1999. — P. 758—759. — ISBN 90-04-11119-0 .
  5. Nesiołowski-Spanò, Łukasz. (2012). , s. 393—394.
  6. Петросян А. Е. (2021). Дата обращения: 6 ноября 2023. 6 ноября 2023 года.
  7. Аракелова В. Религия и народные верования // Введение в историю и культуру талышского народа. — 2011. — С. 73-88

Литература

  • Moran, William L. The Amarna Letters. Johns Hopkins University Press, 1987, 1992. (softcover, ISBN 0-8018-6715-0 )
  • История древнего Востока, ч. 2. М. 1987.

Ссылки

Источник —

Same as Шавушка