Interested Article - Диффузионизм

Карта культурного диффузионизма из Египта, составленная в 1929 году Графтоном Эллиотом Смитом

Диффузиони́зм (от лат. diffusio — разливание, просачивание), культу́рный диффузиони́зм ( англ. cultural diffusion ), транскульту́рный диффузиони́зм ( англ. Trans-cultural diffusion ) — направление в социальной антропологии , культурной антропологии , культурной географии и этнографии ( этнологии ), культурологии , археологии , социологии , полагающее основой процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие.

Направление сложилось как реакция на эволюционизм . В отличие от последнего, в поле зрения диффузионистов попадали в первую очередь такие средства распространения культуры , как , торговля , колонизация , и лишь во вторую очередь — внутрисистемные факторы развития. Главный акцент диффузионизм сделал на изучение ранней истории человечества.

Наибольшее распространение идеи диффузионистов получили в таких странах, как Австрия и Германия .

Основные положения классического диффузионизма

  1. Главным фактором развития культуры народа является восприятие этим народом культурных достижений других народов, то есть через смешение, перенос и заимствование элементов культур.
  2. Диффузионизм отрицает существование стадий развития культур и наличие смысла в изучении эволюции отдельных элементов культур.
  3. Каждый элемент культуры имеет географическую привязку и возникает лишь однажды в одном регионе (культурный круг, культурная провинция) и из него отдельно или вместе с другими элементами культурного круга (провинции) распространяется по всей Земле.
  4. Культура (или отдельные элементы культуры) распространяется либо вместе с людьми, либо посредством контактов и взаимодействия разных народов.
  5. Именно распространение культур и их элементов должна изучать этнография (этнология).

История диффузионизма

Антропогеографическая школа. Зарождение диффузионизма

Первым учёным, написавшим свои работы в духе диффузионизма, был немецкий учёный, географ и этнолог Фридрих Ратцель , создатель . По мнению Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда , к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества. Основополагающий фактор истории культуры человека Ратцель видел в передвижениях народов.

Культурная морфология Л. Фробениуса

Сторонником диффузионистской теории был специалист по африканским культурам Лео Фробениус . В его построениях на первое место выходила сама культура, а человек, как её носитель, отходил на второй план. В его варианте культурные круги назывались , которые характеризовались главным образом совокупностью материальных предметов, аналогичных теории Гребнера. Стоит отметить почти мистическую составляющую понятия «культура» у Фробениуса. Он сравнивал культуру с органическим существом, которое рождается, нуждается в пище (человеческом хозяйстве), имеет «душу»; при этом культуру можно «пересадить» в другую почву (другие природные условия), где её развитие пойдёт иным путём и прочее. Человек же у Фробениуса является лишь её «носильщиком», продуктом (объектом) культуры, но не её творцом. Фробениус также является автором концепции о двух типах культур — хтоническо-хамитическо-матриархальной и теллурическо-эфиопско-патриархальной, позже он заменяет их на культуру Востока и культуру Запада. Первой присуще «пещерное» чувство, неподвижность, идея фатальной (непреодолимой) судьбы, а «Западу» — «чувство далёкого», динамичность, идея личности и свободы.

, основанный Фробениусом, существует и по сей день.

Кёльнская школа Ф. Гребнера

В рамках диффузионистской теории развивалось одно из направлений теории культурных кругов ( нем. Kulturkreiselehre ), представленное кёльнской школой Фрица Гребнера . В своих работах, посвящённых культуре Австралии и Океании , он отстаивал идею неизменности форм предметов и их географического распространения. Гребнер также был убеждён, что каждый элемент культуры изобретали только один раз и в одном месте, а оттуда этот элемент распространялся по другим регионам Земли. Опираясь на музейные коллекции, Гребнер выделил восемь культурных кругов , каждый из которых отличался своим собственным конгломератом предметов материальной культуры , обрядов , верований .

Венская школа

С теорией культурных кругов была связана и Венская культурно-историческая школа в этнологии. Её развитие было связано с именем католического священника Вильгельма Шмидта , и носило теологическую направленность.

Английский диффузионизм

В первых своих работах Уильям Риверс придерживался эволюционной школы, но после продолжения исследований перешёл на позиции, сочетающие эволюционную и диффузионистскую точки зрения. Он считал, что развитие культуры возможно в духе эволюционизма, но происходить оно может лишь в случае контактов, слияния и смешения культур. Таким образом Риверс придавал большое значение взаимодействию народов.

Гипердиффузионизм (панегиптизм, гелиолетическая школа)

Завершённую форму диффузионизм в Англии приобрёл в трудах Графтона Эллиота Смита , известное как « ». Учёный, исследуя культуру Древнего Египта , обратил внимание на сходство ряда черт древнеегипетской культуры (например, техника мумифицирования ) с культурой других народов, в том числе расположенных в других частях света. Смит пришёл к выводу о том, что совокупность явлений культуры, зародившаяся в Древнем Египте, около IX—VIII вв. до н. э. начала распространяться по всему миру, прежде всего в восточном направлении: через Аравию и Персидский залив , Индию и Цейлон — в Индонезию , затем далее на восток — в Океанию. Из Океании и через северную часть Тихого океана элементы первичной культуры попали в Америку.

Тур Хейердал

Второе дыхание диффузионизму дал норвежский исследователь Тур Хейердал , который выдвинул тезис о возможности трансокеанских путешествий американских народов в Тихом океане . Ему же принадлежит идея о том, что в древние времена мореплаватели могли пересекать океаны (в том числе и Атлантический ).

Критика диффузионизма

  1. Сторонники неоэволюционизма и марксизма видят главным недостатком диффузионизма отрицание каких-либо эволюционных закономерностей в развитии общества и культуры.
  2. Отрыв или даже, как в теории Фробениуса, полное отрицание зависимости культуры от человека и народа.
  3. Учёными многих направлений впоследствии был признан натянутый характер существования культурных кругов. В некоторых случаях, например в теории культурных кругов Гребнера, существование культурных кругов считается домыслом.
  4. Считается ложной попытка диффузионизма связывать одинаковые явления культуры, которые пространственно могут находиться даже в разных частях света, общностью географического происхождения.

См. также

Примечания

Литература

  • Культурология: Антропологические теории культур. — М. : РГГУ , 1999. — 241 с.
  • // Культурология. XX век : Энциклопедия. Т. 1: А-Л / Гл. ред., сост. С. Я. Левит . — СПб. : , 1998. — 446 с. ISBN 5-7914-0028-4
  • Лурье С. В. . — 2-е изд. — М. : Аспект Пресс, 1998. — ISBN 5-7567-0205-7 .
  • Семёнов Ю. И. // Культурология. XX век : Энциклопедия. Т. 1: А-Л / Гл. ред., сост. С. Я. Левит . — СПб. : , 1998. — 446 с. ISBN 5-7914-0028-4
  • / // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 108. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2 .
  • Токарев С. А. Венская школа этнографии // . 1958. № 3.
  • Токарев С. А. . — М. : Высшая школа , 1978. — 352 с. от 19 мая 2003 на Wayback Machine
Источник —

Same as Диффузионизм