Interested Article - Египтомания
- 2021-02-18
- 2
Египтомания — увлечение древнеегипетскими атрибутами ( одежда , культура , архитектура , письменность , декор ) в последующие периоды исторического развития человечества, выступает как одно из проявлений модных тенденций (т. н. этника ). Египтомания часто рассматривается в рамках идеи возвращения в прошлое, к истокам древнейшей человеческой цивилизации.
Значение
Под египтоманией обычно понимают увлечение именно Древним Египтом, а не христианским Египтом поздней античности и не современным исламско-арабским образованием, возникшим на его территории в VII веке. В период между двумя эпохами Египет был одной из христианских провинций Восточной Римской (Византийской) империи .
Египтомания эпохи романтизма
Первые признаки египтомании в Европе прослеживаются с начала XVIII века, когда на территории Италии были обнаружены древние египетские и псевдоегипетские памятники, заброшенные со времён поздней античности. Подлинный расцвет египтомании совпал с эпохой романтизма , когда во время наполеоновского похода в Египет в 1798—1799 годах множество европейцев (таких, как Денон и Дроветти ) своими глазами увидели прославленные памятники Древнего Египта. В память о походе было издано подробное « Описание Египта », которое поразило воображение артистической Европы неведомыми прежде художественными мотивами. По этим причинам отсылки к Древнему Египту изобилуют в арсенале художественных мотивов наполеоновского ампира .
Как и « китайщина » несколькими поколениями ранее, египтомания стала реакцией Европы на открытие новой художественной вселенной. Международный резонанс, порождённый расшифровкой Шампольоном Розеттского камня (1822), породил спрос на неоегипетский стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве . Этот стиль нашёл своё отражение в архитектуре средиземноморских Испании, Италии, Франции и, что особенно примечательно, в столице Российской империи — Санкт-Петербурге в эпоху царствования Александра I и его преемника. В 1826 году в Петербурге был открыт так называемый Египетский мост , в 1829 году в Царском селе были возведены Египетские ворота , украшенные египетскими иероглифами .
Египтомания косвенно отразилась и в литературных произведениях: « Этрусская ваза » П. Мериме (1830, «Мне дурно делается при одном виде иероглифа»), « Египетские ночи » А. С. Пушкина (1835), « » Т. Готье (1840), « Разговор с мумией » Э. По (1845) и др.
Последующие волны египтомании
Египтомания во Франции конца XIX века получила название ретур-д’ежипт ( фр. retour d'Égypte , букв. «возвращение Египта»). Тогда же возник и стиль негритюд, как увлечение всем африканским в связи с активной колонизацией Африки французскими и бельгийскими предпринимателями. [ источник не указан 332 дня ]
Новую мощную волну египтомании вызвало открытие Говардом Картером гробницы Тутанхамона в 1922 году. На волне всеобщего интереса стилистические черты египетского прикладного и архитектурного искусства вобрали в себя не только стиль арт-деко и дизайн одежды, но и кинематограф, откликнувшийся созданием целого поджанра фильмов ужасов — фильмов о мумиях .
Последний раз египтомания затронула Европу в конце XX века, когда у стен Лувра появилась стеклянная пирамида , а на набережной Невы — очередной сфинкс .
См. также
Ссылки
- 2021-02-18
- 2