Interested Article - Мицраим
- 2021-09-28
- 2
Мицраим — библейский персонаж. Второй по старшинству сын Хама .
Мицраим упоминается в т. н. « таблице народов » ( Быт. ): «Сыны Хама: Хуш , Мицраим, Фут и Ханаан » ( Быт. ), «От Мицраима произошли , , , , , Каслухим , откуда вышли Филистимляне, и Кафторим » ( Быт. ).
Согласно Библии и её толкованиям, от Мицраима и его потомков произошли народы Северо-Восточной Африки ( египтяне и ливийцы ) и некоторые народы Ближнего Востока ( филистимляне ).
В Библии имя Мицраима используется как эпоним Египта .
Этимология
Согласно библейской традиции, Мицраим был родоначальником египтян . Само имя «Мицраим» используется в Библии как эпоним Египта . В русском переводе Иудейских древностей Иосифа Флавия ( ) используются название «Местра» и «местреянe». Этимология имени неизвестна; скорее всего, оно семитского происхождения и родственно вавилонскому ( аккадскому ) названию Египта — Musru/Misri , угаритскому Mṣrm ; возможно, это название связано с названием небольшого государства Musur , находящегося под властью царя Ассирии Асархаддона . Существует толкование значения имени как «два укрепления» — предположительно, связанное с пограничными валами . Существует прочтение имени, как двойственного числа от основы — Миср , связываемой с аккад. Misru — «граница, регион», таким образом название означает «две страны», и соответствует древнеегипетскому названию, указывающему на союз двух Египтов — Верхнего и Нижнего , хотя такое объяснение чрезвычайно неубедительно. При этом название Мицраим могло применяться только к Нижнему Египту .
Возможно, что библейская « таблица народов » отражает не столько этнографические и лингвистические связи (например, семитские ханаанские языки не должны бы были быть в одной группе с представителями хамитских языков ), сколько политическую ситуацию до времен написания библейского текста. В таком случае братья Мицраима соответствуют зависимым от Древнего Египта провинций . С другой стороны, Мицраим идет в перечне вторым после Хуша, которому соответствует Нубия ; согласно гипотезе Айзека Азимова , это соотносится с политическим положением между 715—656 годами до н. э., когда Египет был в упадке и под влиянием Нубии .
Потомство Мицраима
Поскольку перечень в тексте книги Бытия : «От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим» ( Быт. ) состоит из форм множественного числа, он обычно толкуется, как непосредственно перечень народов, произошедших от Мицраима; но иногда трактуется как перечень имен сыновей, от которых впоследствии произошли одноименные народы . Так, в переводах средневекового сочинения Сефер га-Яшар (Книга Праведного) сходный перечень состоит из форм единственного числа и назван перечнем имен 5 сыновей Мицраима: Луд, Аном и Пафрос (Патрос), Каслот и Кафтор .
Имена в перечне потомков Мицраима должны соответствовать народам и землям Египта и окрестностей , но общепринято только соответствие для Нафтухим (Нижний Египет) и Патрусим (Верхний Египет) , соответствия для остальных неизвестны либо противоречивы.
Лудим
— существуют отождествления с ливийцами , либо с лидийцами .
Принцип толкования таблицы народов, по которому группировка народов в ней отражает не родственные связи или географическую близость, а политические связи, позволяет некоторым авторам ( Сейс , Меллинк ) предполагать под народом лудим лидийцев Малой Азии , проводя параллель «лудим указаны как дети Мицраима» — «лидийцы служили наемниками в армии Египта» .
Под лудим иногда понимают ливийцев, предполагая ошибку переписчика библейского текста, из-за которой слово «Либим» могло превратиться в «Лудим». Либу — северо-африканское племя, от имени которого происходит название «Ливия». Впервые «Либу» (Ливия) упоминается в надписи Рамсеса II .
Анамим
— племя «анами» в Северо-Восточной Ливии .
Ассирийский текст времён Саргона II обращается к определённому народу, называя его «анами» (Anami). Как полагал Уильям Фоксуэлл Олбрайт (Albright), анами , очевидно, населяли район Киренаика в Северо-Восточной Ливии . Олбрайт также приравнивает их к A-na-mi , найденных в клинописных географических текстах времён Саргона II .
Легавим
— возможно, ливийцы.
Нет определённого мнения, кого следует считать потомками Легавим. Было предположено, что потомки Легавима должны быть идентифицированы с ливийцами . По мнению Thomas Oden Lambdin имя Lubim означает «Ливию» .
Нафтухим
отождествляются с жителями Нижнего Египта (Северного Египта) .
Томас Ламбдин в своей статье помещает Нафтухима между Легавимом, которого ассоциируют с ливийцами, и Патрусимом, как жителями Верхнего Египта . И, следовательно, относит к потомкам Нафтухима жителей дельты Нила . Ламбдин связывает Нафтухима с египетским na-patoh-±im «таковые из Дельты». Справочник по библейскому ивриту и библейскому арамейскому языку Brown-Driver-Briggs также считает, что потомки Нафтухима были локализованы в Нижнем Египте, но связывает его имя с Na-Ptah (египетское название Мемфиса).
Патрусим
отождествляются с жителями Верхнего Египта (Южного Египта) .
В средневековом сочинении Сефер га-Яшар (Книге Праведного) говорится, что «И дети Патроса и Каслоха смешались между собой, и от них вышли Филистимляне , Азотцы, и Герарцы, Гитимы и Екронцы, во всех пяти племенах; они также построили себе города, и они называют свои города по именам своих отцов по сей день» . Таким образом, Сефер га-Яшар выводит филистимлян потомками Патрусима и Каслухима одновременно, связывая их с городами филистимского пятиградия Азот , Герар , Геф и Екрон .
Каслухим
Некоторые толкователи Библии помещают каслухим в т. н. Касиотиду — местность к востоку от дельты Нила вокруг горы Касия (ныне — ) .
Якут аль-Хамави со ссылкой на Аль-Кальби упоминает Кашлухима как сына Яфета и говорит о его сыне Ланте .
Стих «...Каслухим, откуда вышли Филистимляне...» ( Быт. ) трактуется разными комментаторами Библии, как указание на то, что филистимляне происходят от народа каслухим .
Кафторим
Относительно кафторим есть несколько гипотез. Основные группы теорий связывают кафторим с островами в Восточном Средиземноморье или с прибрежной местностью в Малой Азии .
- Большинство толкователей отождествляло упоминаемую в Библии страну Кафтор (Kafto) с Критом . Однако существует и версии, отождествляющие Кафтор с Кипром . В 1980 году Джордж Стрэндж на основе собранного им материала показал, что семитское Caphtor и египетское Keftiu географически связаны с островом Кипр .
- Kafto может быть отовдествлен с районом в Юго-Восточной Анатолии ( Киликия или Каппадокия ), вероятно, подконтрольным Египту .
Кафторим рассматриваются или как синоним филистимлян, или как народ-предок .
Филистимляне
Согласно книге Бытия, филистимляне происходят от потомков Каслухима, которые в свою очередь являются потомками Мицраима ( Быт. , ). В других местах Библии сообщается, что филистимляне являются остатком острова Кафтор, который населяли Кафторимы ( Втор. , Иер. и Амос. ). По мнению протоиерея Hиколая Елеонского, это – лишь кажущееся противоречие, и его можно примирить таким образом: филистимляне первоначально составляли каслухитскую колонию, расположившуюся на прибрежной полосе Средиземного моря между Газой и Пелузием , но позднее эта колония усилилась родственными ей выходцами из Кафтора .
Библия рассказывает, что патриархи Авраам ( Быт. ), а затем Исаак ( Быт. ) жили в «в земле Филистимской»; такое совмещение «эпохи патриархов» и исторического завоевания филистимлянами южного побережья Ханаана (обычно датируется XII веком до н. э.) является анахронизмом .
Примечания
- ↑ // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ Дата обращения: 12 января 2023. 12 января 2023 года.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ , pp. 520—521.
- , с. 328—330.
- ↑ , с. 336—339.
- ↑ , p. 36.
- . от 12 января 2021 на Wayback Machine , 7:11 // Salt Lake City: Published by J.H. PARRY & COMPANY 1887
- . от 24 сентября 2019 на Wayback Machine
- Clark, Desmond J. (ed.) (1982) «Egypt and Libia». The Cambridge History of Africa: From the earliest times to c. 500 BC. Volume I. — Cambridge University Press, Cambridge, England. — P. 919, ISBN 0-521-22215-X .
- Albright, W.F. A Colony of Cretan Mercenaries on the Coast of the Negeb, JPOS, 1, 1921.
- Thomas Oden Lambdin, Interp. Dict., Vol. 3, p. 110.
- Thomas Oden Lambdin, Interp. Dict., Vol. 3. — P. 510.
- . от 16 декабря 2009 на Wayback Machine // Salt Lake City: Published by J.H. PARRY & COMPANY 1887
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- в переводе А. Я. Гаркави
- , p. 76, 114, 117, 147.
- Wainwight, «Keftiu: Crete or Cilicia?» The Journal of Hellenic Studies 51 (1931)
- // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- . от 4 декабря 2020 на Wayback Machine . Статья из энциклопедии «Кругосвет».
- , p. 147.
- Дата обращения: 19 января 2023. 19 января 2023 года.
Литература
- Strange, J. . — Leiden: Brill, 1980.
- // Theological Dictionary of the Old Testament = Theologisches Wörterbuch zum Alten Testament / под ред. G. Johannes Botterweck, Helmer Ringgren, Heinz-Josef Fabry. — Cambridge, 1997. — P. 519—524.
- А. Азимов . // В начале. — М. : Издательство политической литературы, 1989. — С. 321—345.
- 2021-09-28
- 2