270-е годы до н. э.
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу ( транслит. егип. ȝbw ); Элефантина ( араб. جزيرة الفنتين , др.-греч. Ἐλεφαντίνη , лат. Elephantine) — название острова с одноимённым древним (ранее III тыс. до н. э. ) городом на реке Нил после первых порогов . Ныне остров называется Гезирет-Асуан ( араб. جزيرة أسوان ) и находится в черте современного египетского города Асуана . Протяжённость острова с севера на юг — 1200 м, с запада на восток в самом широком месте — около 400 м.
В династический период Древнего Египта был столицей нома Та-сети , лежащего на границе с Нубией (др.-греч. Эфиопия).
Древнегреческое имя города «Элефантина» ( др.-греч. Ἐλεφαντίνη ) восходит к переводу древнеегипетского названия острова и города — «Абу» ( транслит. егип. ȝbw ), означавшего одновременно и слона, и слоновую кость ; также перевод в значении «место торга слоновой костью» . Это было связано с развитым здесь в древности рынком, хранением и транзитом слоновьей кости (собирательное название товара к которому относили клыки кабана, бегемота, ископаемые бивни мамонта и особенно бивни слона ).
|
|
|
Современное арабское название острова Гезирет-Асуан ( араб. جزيرة أسوان ). Вариант транскрибирования арабского названия острова по ЭСБЭ — Джезирэ-Ассуан, существует также изредка употребляемое название — Джезирээс Сагер («остров цветов») .
В период правления I — II династий (XXX-XXVIII вв. до н. э.) на юго-восточной оконечности острова Элефантина египтянами основывается крепость «Открытые врата», для расширения экспансии на юг . Обнаруженные археологами остатки древних жилищ доисторических эпох подтверждают, что люди селились на этом месте и ранее этого периода.
В административном устройстве Древнего Египта Элефантина относилась к I-му ному Верхнего Египта — Та-сети , и была его столицей в Династический период . В эпоху Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) город подчиняется нубийскому наместнику, и возвращается под власть египтян с приходом к власти саисской династии (правила VII—VI вв. до н. э.).
В 653—621 гг. до н. э. произошёл массовый исход «асмах» стоящих пограничным гарнизоном в Элефантине. Причиной послужило то, что при фараоне Псамметихе I в течение трёх лет гарнизон не сменялся, это вызвало его недовольство и переселение в Куш , под власть кушитского царя .
Известно, что во времена Ахеменидского владычества (528—332 гг. до н. э.) в городе находился персидский гарнизон . В VI в. до н. э. на Элефантине существовало еврейское поселение, имевшем собственный храм, посвящённый Яхве . В 411 году до н. э. храм был разрушен египетскими жрецами . Жизнь еврейской общины задокументирована в дошедших до нашего времени Элефантинских папирусах .
С приходом к власти Птолемеев , в Эллинистический период , столицей нома становится расположенный севернее Небит (Небут, греч. Омбос), и Элефантина становится окраинным пограничным городом.
В древнеегипетском государстве Элефантина располагалась на южной пограничной окраине. Островное местоположение города служило превосходной защитой, а также было естественным перевалочным пунктом для речных торговых экспедиций. Здесь проходили сухопутные и водные пути из Центральной Африки и Нубии в Египет , что позволило развить рынок слоновой кости, эбенового дерева , золота и редких минералов, которыми были богаты южные области.
Часто для преодоления порогов товары провозили по суше (по правому берегу). В эпоху Среднего царства (XXI—XIX вв. до н. э.) от местности напротив острова Филы до расположенной напротив острова Элефантины Сиены вела дорога, защищённая многокилометровой кирпичной стеной и имеющая охрану для торговых караванов . Сиена на восточном берегу Нила была больше поселением для рабочих и ремесленников, в противоположность Элефантине — резиденции и культовому центру. Впоследствии, в римское время , эти два поселения были связаны каменным мостом и фактически представляли один город.
Помимо торговли эта местность известна добычей гранита, который в больших объёмах поставлялся вниз по Нилу, для строительных работ, изготовления монолитных саркофагов и обелисков. В Сиене гранитные карьеры, добыча в которых велась со времён Древнего царства , эксплуатировались с различной интенсивностью вплоть до византийских времён.
В Элефантине почитали Хнума , бараноголового бога-демиурга, который был владыкой порогов. Кроме него поклонялись его жене Сатис (Сатет), являвшуюся обожествлением разливов Нила и их дочери Анукис (Анукет). Вместе они составляли так называемую Элефантинскую триаду.
Геродот пересказывает рассказ писца храма богини Нейт, связанный с этой областью, по которому между Сиеной и островом Элефантина, около двух гор Крофи и Мофи, находятся два истока Нила, один исток направляет воды на север, а другой на юг . Вероятно, это неточный пересказ древнеегипетского предания, связанного с культом Хапи , по которому это божество реки жило в пещере у первых порогов и регулировало разливы Нила, подобное сказание есть в египетских текстах пирамид .
Самым древним сохранившимся до наших дней сооружением Элефантины является храм Сатет , фазы строительства которого можно проследить вплоть до периода, непосредственно предшествующего времени I династии . К числу наиболее древних памятников относятся также ступенчатая пирамида из гранитных блоков времён III династии и маленькое святилище Среднего царства , посвящённое обожествлённому Хекаибу , номарху Элефантины времён VI династии . Сохранились также остатки городской стены времён I династии и участки жилых кварталов города различных эпох.
Древнейшие фрагменты храма Хнума датируются временем Среднего царства . На самой южной оконечности острова находятся руины более позднего храма, воздвигнутого Нектанебом II ( XXX династия ).
Здесь находится и один из старейших ниломеров Египта, в последний раз реконструировавшийся римлянами и использовавшийся до конца XIX столетия . Девяносто ступеней, ведущие вниз к реке, пронумерованы арабскими и римскими цифрами, а также египетскими числовыми иероглифами.
Вплоть до начала XIX века остров украшали храмы Тутмоса III и Аменхотепа III ( XVIII династия ), относительно неповреждённые до этого времени — однако в 1822 году по приказу турецкого правительства они были разрушены, а затем и разграблены турецкими губернаторами. Единственное свидетельство, оставшееся от храма Аменхотепа — зарисовки Виван-Денона , выполненные во время Египетской кампании Бонапарта.
Ко времени правления Тутмоса III относятся фрагменты так называемого календаря из Элефантины. В ходе раскопок, проводившихся на острове Немецким археологическим институтом , на свет были извлечены многочисленные находки, в том числе мумия священного барана Хнума и предметы, датирующиеся додинастическим периодом . Эти экспонаты выставлены в находящемся здесь местном музее.
Результатом раскопок начала XX века стала находка так называемых элефантинских папирусов — многочисленных юридических документов и писем на арамейском языке. Из них следует, что в Элефантине в персидское время находилась иудейская колония. Евреи имели здесь собственный храм, в котором наряду с Яхве почитались также богини Анат и . Члены еврейской общины Элефантины переписывалась как с духовенством в Иерусалиме , так и с правителями Иудеи и Самарии . Эта колония была основана как поселение еврейских солдат, вероятно, около 650 г. до н. э. во время правления иудейского царя Манассии , чтобы поддержать фараона Псаметтиха I в его нубийском походе. Документы охватывают период с 495 по 399 г. до н. э.