Правосудие в Древнем Египте
находилось под покровительством богини вселенского порядка
Маат
. Поэтому все судьи и верховные
чати
были также её
жрецами
. Во главе всех исполнителей воли богини стоял
фараон
, у кого была вся полнота власти
. Фараон был гарантом порядка в стране для общего процветания и мира.
Содержание
Устройство
В древнейшие периоды истории Египта судебные заседания, бесспорно, протекали в присутствии самого фараона («
Тексты пирамид
»), но уже с
III династии
обязанности верховного судьи выполнял
чати
, доводя до слуха фараона только наиболее важные или конфликтные ситуации (государственная измена, разграбление царских гробниц, членовредительство). С
IV династии
в
номах
Египта складываются свои суды, которые возглавляли наместники. По меньшей мере было 6 видов судов (
ḥwt-wrt)
среди которых
ḏȝḏȝt
(возможно, провинциальный суд),
sḥw-Ḥr
(зал
Гора
, где присутствовал фараон
)
.
Обратиться в суд по тому или иному вопросу имели право все свободные граждане Египта
.
Женщины
обладали равными юридическими правами с мужчинами и могли свободно выступать на суде, становиться поручителями и свидетелями при заключении договоров
.
Судебная иерархия
Фараон
— живой бог, гарант порядка и справедливости;
Слушание дел в колонном зале храма
Фив
устраивал главный чати, облачённый в белые одежды со
скипетром
в руке. Ему помогали советники и писцы, документировавшие процесс
. Слушание проходило перед лицами
Совета Десяти.
Виды юридических текстов
Семейное или частное право
занималось разрешением конфликтов отдельных лиц за исключением вопросов наследования, что входило в общее право. Регулировались вопросы разводов, насилия или прелюбодеяния;
Финансовые
сделки и кредитование;
Уголовное право
: засвидетельствование преступления и установления виновного лица. Также судили злоупотреблявших властью должностных лиц. Сохранились свидетельства местных судебных разбирательств 2600 года до н. э.
Официальные документы
дворца или храмов. В них значились списки титулованной знати, велась перепись населения, новобранцев, солдат или рабочих, налоговые сборы, перепись кадастра, хранились письма.
Виды наказаний
Приговоры бывали следующих видов:
оправдание;
лишение свободы;
конфискация имущества или его части
;
отправка на каторжные работы (в шахты, что почти всегда сулило смерть);
телесные наказания или членовредительство (например, Сахатуэмнеферу отрезали ухо
);
смертная казнь;
проклятье памяти
(
лат.
Damnatio memoriae
)
за особо тяжкие проступки (затирание
имён
и
картушей
(например, фараона-еретика
Эхнатона
); также преступника могли повесить или сжечь, не удостоить должного захоронения, чтобы лишить загробной жизни (например, покусившийся на жизнь фараона царевич
Пентаур
по делу «
заговора в гареме
»).
Источники
Не зафиксировано ни одного свода законов, а лишь отсылки к некому списку норм и установленных правил — нравоучительной «
Литературы
Маат
»
.
Велика справедливость, и устойчиво [всё] отличное. Неизменна она [справедливость] со времён [бога]
Осириса
, и карают нарушающего законы
. («
поучения Птаххотепа»
)
.
В «
Речении Ипувера
» говорится о бедствиях, постигших Египет в смутное время, и упоминаются «Дом тридцати» (судебная коллегия, состоявшая из крупных сановников), «судебные палаты», где хранились «свитки законов» и некие акты
:
Воистину: прекрасная судебная палата. Расхищены её акты, лишены хранилища её тайн [своего] содержания…
Воистину: свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрёстках. Бедные люди сламывают их печати на улицах. Воистину: бедные люди достигли положения
Эннеады
, [ибо] то ведение дел Дома тридцати лишилось своей замкнутости
.
«
Наставление визиря
» отмечает обязанности и юридические обязательства
чати
при дворе фараона, который наставляет нового визиря исполнять обязанности непредвзято
. Хотя «Наставление визиря» относится к литературным произведениям жанра «поучения», а не юридическим документам, и сделано в устной форме, но остаётся важным материалом для понимания устройства административной службы при дворе
. Также оно может рассматриваться как царский декрет
.
Древние примеры правовых документов
Стела Гизы
(
Каирский музей
IE 42.787), обнаруженная в 1910 году немецким
египтологом
Георгом Штайндорфом
, относится к
IV
или
V династии
и является древнейшим из известных правовых документов. Включает в себя информацию о заключении сделки о покупке с перечнем предметов и именами партнёров. Договор свидетельствует о существовании в те времена гражданского законодательства
.
Постановление
Нефериркара Какаи
обеспечивало защиту жрецам от физической расправы.
Эдикт
Хоремхеба
1300 года до н. э. на пилоне
Карнакского храма
из 9 частей, основанных на имевшихся законах. Задачей стояло пресечь деятельность коррумпированных чиновников, реформировать судебную систему. Продажным судьям отрезали носы и ссылали в Суэц
. Ужесточение закона для злоупотребляющих властью, обкрадывающих крестьян под предлогом сбора налогов, сводилось к наказанию 100 ударами плетьми или отрезанию носа. Если судья вступал в сговор со сборщиком налогов, его казнили
.
↑
Лурье И.М.
Очерки древнеегипетского права XVI —X вв. до н. э.. —
Л.
: Издательство Государственного Эрмитажа, 1960. — 354 с.
Hamilton, Caleb R.
(англ.)
// Monash University. — Oxford: Archaeopress, 2013. — 18–20 октябрь. —
ISBN 978-1-4073-1426-6
.
27 февраля 2021 года.
↑
E.O. Blunsom.
. — Xlibris Corporation, 2013. — С. 68—71. — 387 с. —
ISBN 1462875165
.
24 октября 2017 года.
Joshua J. Mark.
(англ.)
// Ancient History Encyclopedia : статья. — 2016. — 4 ноября.
29 августа 2017 года.
M. Teresa Soria Trastoy.
(исп.)
// Instituto Internacional para el Estudio del Derecho, Tecnología y Ciencia en el Antiguo Egipto. — 2007.
4 марта 2018 года.
Black, James Roger.
The Instruction of Amenemope: A Critical Edition and Commentary - Prolegomenon and Prologue
(англ.)
// University of Wisconsin-Madison : диссертация. — 2002.
Синило Галина.
История мировой литературы. Древний Ближний Восток. — Вышэйшая школа, 2014. —
ISBN 9789850624123
.
Перевод и комментарии Струве B.B.
// Энгурра. — 2016. — 28 февраля.
20 июля 2017 года.
István Czachesz.
. —
Peeters Publishers
, 2007. — Т. 8. — С. 28. — 322 с. — (Studies on early Christian apocrypha). —
ISBN 9042918454
.
7 ноября 2017 года.
↑
Christopher Eyre.
. — The Use of Documents in Pharaonic Egypt. — OUP Oxford, 2013. — 425 с. —
ISBN 0199673896
.
7 ноября 2017 года.
Fernández del Pozo, Luis.
La propiedad inmueble y el Registro de la Propiedad en el Egipto faraónico
(исп.)
// Anales de la Academia Nacional de Derecho y Ciencias Sociales de Córdoba. — Córdoba. —
С. 139
.
Maspero, Gastón.
Histoire ancienne des peuples de l'Orient classique. — Hachette, 1895. — С. 347.
Alonso Royano, Félix.
(исп.)
. — 2008. — 1 марта.
29 мая 2017 года.
Mattha, Hughes.
. Annuity and inheritance laws
(англ.)
. Дата обращения: 24 мая 2017. Архивировано из
6 апреля 2008 года.
Монтэ, Пьер.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов = La vie quuotidienne en Egypte aux temps des Ramses / О.В. Томашевич. — Главная редакция восточной литературы. —
М.
: Наука, 1989. — (По следам исчезнувших культур Востока).
Литература
Буткевич Ольга.
У истоков международного права. — 2017. —
ISBN 5457864413
.
Лурье И. М.
Очерки древнеегипетского права XVI—X вв. до н. э.. —
Л.
: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1960.
Томсинов В. А.
Государство и право Древнего Египта (Монография). — 2011.
Blunsom E.O.
The Past And Future Of Law. — Xlibris Corporation, 2013. — 387 с. —
ISBN 1462875165
.