Interested Article - Монолатрия

Монолатрия ( др.-греч. «один» + «культ») — система представлений в политеизме , основанных на вере во множество богов с одним богом-лидером , доминирующим в силу различных причин над остальными . Гипотетически следы монолатрии можно найти практически во всех существующих религиях .

Понятие генотеизма было предложено немецким религиоведом Максом Мюллером , после того, как он исследовал некоторые течения древнеиндийской религии в ведийский период и определил их как генотеистические (от греч. εἱ̃ς «один» + «бог») или катенотеистические (от др.-греч. «по» + εἱ̃ς «один» + «бог»). Мюллер считал, что генотеизм находился между политеизмом и монотеизмом , в процессе перехода , при котором в сознании политеиста один из богов пантеона особо выделялся в качестве первого среди равных, а со временем приобретал черты Верховного Бога .

Некоторые школы в библеистике ( Юлиус Велльхаузен ) попытались использовать предложенную Мюллером гипотезу для описания ветхозаветной религии в Древнем Израиле , существовавшей до написания книг пророков и Вавилонского пленения . Однако проведённые сравнительно-религиозные исследования не подтвердили гипотезу Мюллера о существовании в определённый исторический промежуток такой формы или определённой ступени в развитии религии, как генотеизм. Также такую особенность, как отсутствие умозрительности в ветхозаветной религии на ранних стадиях, не исключавших наличие низших сверхъестественных сил, следует понимать как незначительное влияние окружающих языческих народов, а не внутреннее развитие израильского монотеизма .

В Новом Завете есть место (1Кор.8:5-6), которое можно было бы интерпретировать как монолатрическое, а не строго монотеистическое («Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им»), но это не указывает на монолатрию раннего христианства. Под богами понимаются ложно обожествленные вещи, предметы, идеи или существа ( Солнце , Луна , идолы , предки , правители, демоны (древние церковные писатели часто говорили, что языческие боги в некотором смысле существуют, но являются бесами, демонами, подобные мнения можно услышать и сейчас от некоторых консервативных богословов ) или даже просто мысленные конструкции, существующие только в воображении) . В этом же смысле можно понимать и некоторые черты древнееврейской религии (в частности, места в Ветхом Завете, где упоминаются языческие боги).

Примечания

  1. Кимелев Ю. А. от 7 мая 2014 на Wayback Machine // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН ; ; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин . — М.: Мысль , 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3 .
  2. Генотеизм // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М. : Фонд имени Александра Меня, 2002. — Т. 1: А—И.
  3. Орнатский Ф. С., Изложение и критический разбор взгляда Макса Мюллера на религию, её происхождение и развитие// Труды Киевской Духовной Академии , 1887, № 1, 4
  4. , от 20 декабря 2010 на Wayback Machine , СПб., 1897
  5. , Ваал и Астарта, ГДА, т. 7 (33), 1957—58, София, 1958
  6. . Дата обращения: 9 февраля 2019. 9 февраля 2019 года.
  7. Александр Павлович Лопухин. Толковая Библия. Толкование на Первое послание Святого Апостола Павла к Коринфянам.
  8. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на первое послание к Коринфянам.
Источник —

Same as Монолатрия