Interested Article - Амарнское искусство

Берлинская стела 17813 с изображением Эхнатона и Нефертити . Новый музей Берлина

Амарнское искусство или амарнский стиль — стиль, принятый в амарнский период , во время и сразу после правления Эхнатона (1351—1334 до н. э.) в конце XVIII династии Нового царства .

Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие эстетического творчества Египта, среди которых особого упоминания требуют скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити из мастерской скульптора Тутмоса в Ахетатоне , рельефы царской гробницы в восточных скалах Амарны и, наконец, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Эхнатона. Часть этих памятников чудом избежала уничтожения в годы реставрации, последовавшей за смертью фараона-еретика, часть, как, например, храмы Атона в Карнаке , была разобрана и использована в качестве каменной «набивки» для более поздних архитектурных сооружений в Фивах . Этот период в развитии египетского искусства получил название «амарнского».

Архитектура

Отличительной особенностью амарнской архитектуры был Gem-Pa-Aten (Найденный Атон ) — отказ в храмах от крыши, поддерживаемой многочисленными колоннами (традиционно для храмов Нового царства ), чтобы сделать общение с солнечным божеством более открытым и прямым. Традиционно статуя божества хранилась вдали от глаз простых обывателей, в атонизме такой статуи не было вовсе — её заменяло солнце само по себе .

Изображение храма Атона в амарнской гробнице (№ 6)

Изобразительное искусство

Семейная сцена царственной четы: Эхнатон целует дочь Макетатон , на коленях Нефертити сидит дочь Меритатон , Анхесенамон на плече играет с серьгами матери.
Каноническое изображение в традиционном искусстве

Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый художественный стиль. Амарнскому искусству свойственна реалистичность, временами переходящая в натурализм и в то же время символизм . В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что не совпадало с предыдущим монументальным каноном. Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не обязательно идеализированы .

Много внимания привлекли к себе изображения Эхнатона, на которых он имеет женоподобную фигуру, деформированный череп, тяжёлую нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Однако, предположительно идентифицированные в 2010 году останки Эхнатона, не содержат указанных деформаций. Правитель предстаёт не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей — а отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьёй . Придворный скульптор Бек оставил запись о том, что Эхнатон просил художников изображать всё как можно более реалистично .

Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царственной четы, необычным для египетского искусства является появление царицы в военной короне . Ярчайшим примером искусства амарнского периода считается бюст Нефертити , обычно приписываемый царскому скульптору по имени Тутмос-младший , остракон с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.

Стеклянная ваза, ок. 1353 −1336 годы до н. э. Метрополитен-музей

Прикладное искусство

Литература

Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский ; создаются шедевры египетской поэзии — любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства, и « Гимн Атону », авторство которого иногда приписывается Эхнатону. Джеймс Брэстед усмотрел в нескольких метафорах параллели между «Гимном Атону» и 104 библейским псалмом . Однако возможная связь между текстами оставалась туманной. Современные исследователи склонны считать подобия результатом использования сходных аналогий, а не культурного влияния . «Гимн Атону» сам по себе имеет больше общего с «Гимном Амону» или «Гимном Осирису», то есть не является столь уж уникальным, как об этом принято говорить.

Фаянсовое ожерелье усех , ок. 1370 год до н. э. Королевский музей Онтарио

Оценка

Среди исследователей нет единства в интерпретации амарнского искусства. Одни полагают, что странные изображения людей и прежде всего фараона несут религиозную символику. По этой версии гермафродитизм портретов Эхнатона отражает его близость к Атону, который назывался «матерью и отцом всех людей» . Другие египтологи склонны считать, что амарнское искусство было своего рода экспрессионизмом Древнего Египта.

Не все изображения Эхнатона и его близких нереалистичны. В последние годы Эхнатона они утратили популярность. Поэтому нереалистичный стиль нельзя распространять на всё амарнское искусство.

Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона, но влияние амарнского искусства прослеживается в более поздних памятниках.

Примечания

  1. Jessica Joyce Christie, Jelena Bogdanovic, Eulogio Guzmán. . — University Press of Colorado, 2016. — С. 39—42. — 425 с. — ISBN 9781607324690 . 8 ноября 2018 года.
  2. (англ.) . Дата обращения: 21 сентября 2018. 3 сентября 2019 года.
  3. (англ.) . ancientegyptonline.co.uk. Дата обращения: 21 сентября 2018. 24 июня 2018 года.
  4. Toby Wilkinson. . — London: Thames & Hudson, 2007. — ISBN 978-0-500-05148-1 .
  5. Walton J. H. . — Michigan: Zondervan Publishing House, 1989. — ISBN 0-310-36590-2 .
  6. Aldred C. Akhenaten, King of Egypt. — Thames and Hudson, 1988.
  7. Ker Than (2010-02-17). . National Geographic (англ.) . из оригинала 21 июля 2019 . Дата обращения: 21 сентября 2018 .

Ссылки

Источник —

Same as Амарнское искусство