Рабство в Древнем Риме
- 1 year ago
- 0
- 0
Образование в Древнем Египте высоко ценилось, но получить его могли не все. Дети часто наследовали профессии своих отцов . Обучение детей из семьи фараона проходило во дворце, куда допускались также дети знатных семей.
Археологами не обнаружено ни одного школьного здания, но известны фрески и скульптурные изображения учащихся за столами. Вероятно, что обучение проходило в храмах, других государственных или военных училищах, в домах писцов , которых вельможи нанимали частными учителями для своих отпрысков. До 4 лет детей учила дома мать , затем и девочки и мальчики посещали общую школу, в 7-16 лет наступал следующий этап обучения по специальности: ремесленники и художники перенимали опыт мастеров, писцы избирали профессию врача, юриста, жреца или чиновника. Со школьной скамьи его спутником становился деревянный пенал, висящий на шее, с чёрной и красной красками, тростниковыми писчими палочками. « Побратайся со свитком и с письменным прибором », — советует жрец Небматранахт . Обучение детей простых египтян оканчивалось в 10 лет с необходимостью работать в поле .
В школьную программу включались каллиграфия, чтение, математика (счёт, астрономия , геометрия ), история, этикет, гимнастика (плавание, борьба, игра в мяч), а также медицина и музыка . Будущих дипломатов и переводчиков учили аккадскому языку , являвшемуся дипломатическим языком. Юным ученикам приходилось доводить своё умение писать заострёнными тростниковыми палочками на черепках посуды, дощечках, ракушках, камнях прежде чем взяться за чистый папирус . Дети заучивали наизусть, переписывали назидательные тексты, гимны, документы, постепенно привыкая выбирать нужные обороты речи, правильно и образно выражать свои мысли. Перед началом переписываемого отрывка обычно ставились число, месяц и день урока. Дисциплина и послушание прививались через физические наказания розгами, « ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» (из Папируса Ани , ок. 1250 г. до н. э. ) . По окончании обучения ученики сдавали экзамены.
Редко, но женщины в Древнем Египте достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основной возлагаемой обществом на женщину обязанностью — материнством, управлением хозяйством . Когда женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах . Первой египетской женщиной-доктором можно назвать акушерку Песешет времён IV династии ; визирем чати служила Небет при VI династии . В текстах Дейр-эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно о жрицах богини Хатхор ), которые трактовали сны, предсказывали будущее .
В Древнем Египте при храмах существовали так называемые «дома жизни», где наиболее одарённые ученики, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам, а также служили скрипториями . Здесь кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки, где хранились египетские ценности — религиозные и научные книги. При библиотеках находились залы для знакомства с книгами, а также рабочие места для писцов-переписчиков. Во времена правления XIX — XX династий «дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждали важные государственные вопросы . В «домах жизни» создавалась письменная продукция, которая служила целям сохранения жизни египтян в этом мире и в потустороннем .