Interested Article - Курос
- 2020-06-28
- 1
Ку́рос ( др.-греч. κοῦρος ) — тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н.э . — 500 г. до н. э. ).
Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами.
Женский аналог куроса — кора .
Термин
Древнегреческое слово κοῦρος , (мн. ч. κοῦροι ) означает «юноша». Оно использовалось Гомером для обозначения молодых солдат. С V века до н. э. оно применяется для обозначения подростков, безбородых мужчин — но уже не детей. (Ср. эфеб ).
Современные историки искусства начали использовать это слово для определения специфического типа мужского ню начиная с 1890-х годов . Как синоним также использовались термины «Аполлон» или «архаический Аполлон» , так как предполагалось, что куросы изображали идеализированного юного Аполлона . Сейчас это выражение считается устаревшим.
Описание
Куросы отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела; лица их оживлены т. н. архаической улыбкой .
Они изображали молодых людей, стоящих во фронтальной позе, с левой ногой, выдвинутой вперед. Руки тесно прижаты к телу — к бедрам, прямо вытянуты вдоль туловища, и пальцы согнуты (хотя есть и несколько статуй, одна из рук которых согнута в локте, протягивая приношение).
Куросы демонстрируют практически идеальную симметрию во всех анатомических частях тела, сведенных к простым геометрическим формам.
Эволюция
Самые ранние куросы изготавливались из дерева (см. ксоанон ) и поэтому не сохранились. Но в VII в. до н. э. греки научились у древних египтян искусству обработки камня металлическими инструментами, и начали высекать куросов из горных пород — по большей части из паросского и самосского мрамора. Причем в отличие от своих предшественников они использовали уже не медь и бронзу, а железо, поэтому могли резать лучше.
Типичные памятники периода архаики, куросы создавались, когда Греция испытывала культурное влияние Древнего Египта , как это можно заметить по характерной статичной фронтальной позе — вероятной реминисценции изображений фараонов . Греки могли видеть много подобных статуй, посещая Египет в качестве купцов или же наемных солдат.
Как и их прототипы-фараоны, куросы часто высекались с выдвинутой ногой (в шаге), с поднятой головой и прямым пристальным взглядом и с архаической улыбкой на устах.
Изображенные юноши всегда были обнажёнными, в крайнем случае с поясом, иногда в сандалиях. Трактовка их лиц и голов показывает культурное влияние Крита : волосы они носят длинными, заплетенными или украшенными по критской моде, а в разрезе их глаз иногда заметен узнаваемый египетский очерк, который часто копировался .
Но сходство между египетскими и греческими статуями не касается сути: куросы с начала VII века начали демонстрировать признаки любопытствующей души, неугасающее ощущение свободы и любопытство греческих скульпторов.
На пути к классике
К концу VI в. до н. э. куросам начали придавать более расслабленные позы, и их прически стали больше походить на моду материковой Греции.
В VI в. до н. э. размер куросов стал увеличиваться, по мере богатения греков и роста их навыков при работе с мрамором. Некоторые из них стали в три или даже в четыре раза превышать человеческий рост. Например, несколько из самых крупных куросов были изготовлены для Самосского Герайона (храма Геры на о. Самос ), получившего щедрые дары от тирана Поликрата . Оттуда происходит самый большой из известных, высотой в 5 м. Он был найден в 1981 г, сейчас находится в Самосском Археологическом Музее, который пришлось перестроить, чтобы он поместился.
«Мальчик Крития» (ок. 490-80 гг. до н. э., Музей Акрополя), атрибутируемый Критию , демонстрирует эволюцию от архаической к классической скульптуре во время первой греко-персидской войны. Его реалистические пропорции и деталировка уже основаны на визуальном опыте и математически рассчитанных пропорциях (например, Канон Поликлета ), а не на схематических идеалах предыдущего поколения.
Предназначение
В VII в., когда появились первые статуи человека в полный рост, куросы служили для двух целей. В храмах они были знаком вотивных обещаний видных эллинов, чему свидетельство — надписи, которые часто встречаются на их постаментах. Кроме того, их также устанавливали на кладбищах, чтобы обозначить могилы знатных граждан. На кладбищах эти куросы изображали покойных, как греческий идеал маскулинности. В самый ранний период, вероятно, куросам приписывались магические способности, и они могли быть вместилищем даймона богов (традиция, сохранившаяся и в последующее время).
Курос никогда не был портретом какого-то конкретного индивидуума. К примеру, один из известных куросов служил надгробием Кроисосу (Kroisos) , афинскому солдату, и на постаменте его написано: «Остановись и погорюй перед памятным камнем Кроисоса, теперь покойного» . Древнегреческое слово «памятный камень» — sema , употребленный здесь, показывает, что этот курос был символической репрезентацией воина, а не его портретом.
Хорошо известный пример двойного куроса — « Клеобис и Битон » , найденный в Дельфах . Эти парные статуи датируются примерно 580 г. до н. э. и изображают двух легендарных героев Пелопоннесса. Хотя надпись на базе идентифицирует их как Клеобиса и Битона, они — типичные куросы, воплощающие архаические пелопоннесские добродетели сыновнего долга и физической силы, а не реальные личности.
Надпись на левом бедре большого Самосского куроса гласит, что он был посвящён Гере ионийским аристократом по имени Исхес (Isches) — большинство куросов было заказано знатными греками как приношения храмам, или членами их семей, чтобы поставить на могилах. Скульптура из мрамора была дорогим удовольствием, и только очень обеспеченный человек мог оплатить скульптору создание подобной работы. Таким образом, куросы — это репрезентация богатства и силы аристократического класса Древней Греции. И когда это сословие потеряло власть в VI в. до н. э. так же сошла на нет мода на куросов, как в политическом, так и в художественном смысле.
К концу VI в., одновременно с постепенным исчезновением социального заказа, тип куросов отступил, дав дорогу натуралистичным изображением реальных людей. Среди ранних примеров такого искусства — скульптурная группа « Гармодий и Аристогитон » , созданная в Афинах ок. 500 г. до н.э . Эти две парные статуи ещё демонстрируют определенную формальность традиций куросов, но уже намного жизнеподобнее. Значимо, что «Гармодий и Аристогитон» были мемориалом установки в Афинах именно демократии. Это — пример одновременно замены и иконографии куросов и аристократической системы правления.
Галерея
-
Мюнхенский курос
-
Курос из храма Аполлона Птооса в Беотии
-
Курос Священных Ворот
-
Миланский курос
Интересные факты
- Выдвинутая вперёд нога делала статуи «идущими» — см. Палефат . «О невероятном» : «Говорят, что Дедал изготовлял статуи, которые сами собой передвигались. Мне представляется невозможным, чтобы изображения ходили сами собой. Истина здесь в следующем. Мастера, которые тогда изготовляли статуи и изображения людей, делали их с плотно сомкнутыми ногами и с руками, прижатыми к телу. Дедал же первым сделал статую, выставившую вперед одну ногу. Поэтому люди и говорили: „Дедал заставил эту статую идти, а не сделал стоящей на месте“» .
См. также
Ссылки
- 2020-06-28
- 1