Винклер, Павел Павлович фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Гуго Винклер ( нем. Hugo Winckler ; 4 июля 1863 , Грефенхайнихен — 19 апреля 1913 , Берлин ) — немецкий востоковед- ассириолог .
Окончил Берлинский университет . Учился у основоположника немецкой ассирологии Эберхарда Шрадера (1836—1908). Опубликовал ряд исследований, посвящённых Амарнскому архиву . В 1886 году защитил диссертацию по клинописным текстам Саргона. C 1891 года лектор Берлинского университета. С 1904 года профессор восточных языков Берлинского университета.
С 1905 по 1913 год участвовал по линии Германского археологического института в раскопках хеттского городища Хаттуса . Главным археологическим открытием экспедиции стал Богазкёйский архив .
Серьёзно подорвал своё здоровье ещё во время археологической экспедиции в Сидон , тяжело заболев малярией . В последний раз участвовал в экспедиции в 1912 году, и спустя год, вернувшись в Германию, скончался, не дожив трёх месяцев до своего пятидесятилетия .
В работах, посвящённых древневосточной культуре, сформулировал на основании новых археологических открытий критическое отношение к традиционной церковной доктрине о богодухновенности Библии и заложил основы панвавилонистского направления библейской критики .
Традиционно считается, наряду с другим немецким ассириологом, Фридрихом Деличем, автором «теории панвавилонизма», согласно которой основные достижения всех древних цивилизаций сформировались на основе именно вавилонской традиции .
Винклер полагал, что классическую историю следует дополнить историей «Древнего Востока» или «Вавилонии», которая зафиксирована в клинописных документах. Носителями культуры Древнего Востока он считал семитов, чей язык распадался на 5 наречий: вавилоно-ассирийское, ханаанейское (еврейское и финикийское), арамейское , арабское и южно-арабское (сабейско-химьяритское). Само изобретение клинописи он приписывает доисторическим шумерам , о которых ничего определенного сказать нельзя. Первым объединителем Вавилонии Винклер считает Саргона (восточный аналог Карла Великого ), при котором и был построен Вавилон . Власть Саргона распространялось на Элам , Армению , Аравию и Палестину . Основание империи совпадает с религиозной реформой, которая ставит во главе пантеона Мардука («бог весны»). Удар по могуществу Вавилонии наносят касситы и хетты . Вакуумом власти пытаются воспользоваться египтяне, которые впервые вторгаются в Палестину. Далее возродить было могущество Вавилонии пыталась Ассирия , известная в Библии из-за захвата Самарии в 722 г до н.э. Решающую роль в падении Ассирии Винклер приписывает «индогерманцам»: мидянам , киммерийцам и скифам. Затем Вавилонию пытаются возродить халдеи во главе с Навуходоносором . Далее греко-персидское соперничество в Средиземноморье привело к противопоставлению Запада и Востока. Хотя Александр Македонский субъективно стремился к возрождению Вавилонии, но эллинизм кладет конец этой культуре, поскольку «царство Селевкидов из вавилонского превращается в сирийское». Ко времени появления христианства клинопись выходит из употребления, а во время ислама Вавилония превращается в Ирак . Для нового витка развития, считал Винклер, Вавилония должна «воспринять европейскую культуру».
Винклер характеризует «вавилонскую религию» как «религию небесных светил», поэтому в римскую эпоху Вавилония была известна как «родина астрологии ». Библейскую религию ( иудаизм ) он рассматривает в качестве иконоборческого движения внутри вавилонской религии, отмечая ряд параллелей между библейским и вавилонским повествованием (вавилонское происхождение Авраама , сходство легенд о Саргоне и Моисее ).
На русском языке:
На немецком языке: