Пророчество 2
- 1 year ago
- 0
- 0
Пророчество Неферти ( устр. Ноферреху) — один из немногих сохранившихся текстов древнеегипетской литературы , хранящийся в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга . Текст восходит к эпохе Среднего Царства , к XIX—XVIII векам до н. э. и мог появиться в правление Аменемхета I ( XII династия ) или после его смерти .
Текст памятника полностью сохранился лишь на иератическом папирусе № 1116 из музея Эрмитажа , а также на нескольких остраконах эпохи рамессидов и на двух дощечках XVIII династии (№ 25224, Каирский музей ) . Многочисленные копии произведения свидетельствуют о его применении в процессе образования и популярности в эпоху Нового Царства . Папирус датируется XV веком до н.э ., хотя текст относится к Среднему царству .
Российский египтолог Владимир Голенищев обнаружил в коллекции Эрмитажа, как он позже выразился, « Папирус № 1 Санкт-Петербурга », содержащий « Сказку о потерпевшем кораблекрушение » (1115) и «Пророчество Неферти» (1116B), и опубликовал его в 1913 году . В инвентарных книгах не указан путь свитка из Египта к берегам Невы. Свиток оказался хрупким, поэтому, чтобы его можно было развернуть и прочитать, использовался пресс и пар .
Первые переводы «Пророчества» представили А. Х. Гардинер и А.Эрман , российские учёные И. С. Кацнельсон и Ф. Л. Мендельсон , Н. С. Петровский , М. А. Коростовцев . Папирус также изучал В. В. Струве .
События повествования начинаются в период правления фараона Снофру (ок. 2543—2510 до н. э.) — первого фараона IV династии , отца Хеопса .
Повелевает фараон своим чиновникам привести ко двору мудреца, чтобы получить развлечение и назидание. Ему советуют:
Есть великий маг души Исиды, государь, наш владыка, его имя Неферти. Он , сильный своей рукой, он — писец , отменный своими пальцами, он — знатный муж, у которого больше вещей, чем у таких, как он, он — владыка изречений…
Вероятно, подразумевается, что Неферти наблюдал за звездой Исиды — Сириусом, то есть следил за календарём, отмерял время . Гелиопольский жрец богини Исиды Неферти предсказывает нашествие на Египет с Востока, передел собственности, природные катаклизмы, голод и противоречия внутри общества:
…придут азиаты в своей силе, когда они ожесточат сердца тех, кто будет на жатве, когда они отнимут упряжки с пахоты… будут повержены вельможи в стране… День будет начинаться преступлением; страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о её судьбе… Один будет убивать другого. Я показываю тебе сына в виде врага, брата в виде противника; Человек будет убивать своего отца… Будет страна мала, а её руководители многочисленны; она будет опустошена, хотя её доходы велики…
Неферти предрекает появление южанина Имени (Аменемхет I) , «кто примет белую корону и возложит красную корону. Он соединит двойную корону. Он умиротворит Гора и Сета тем, что они любят» . Установит порядок Маат новый фараон в стране, изгонит врагов, отстроит приграничные стены.
Правда придёт на своё место, а неправда будет устранена. Радуйся тот, кто увидит, тот, кто будет следовать за царём. Мудрец принесёт мне жертву, когда увидит, что то, о чём я говорю, происходит.
Так оканчивается повествование. Имя писца сохранилось не полностью — « Писец [Мех]… »
Автор произведения намеренно удревняет его — переносит события в Древнее царство , чтобы придать большую силу воздействия . Также произведение могло утверждать легитимность XII династии, захватившей власть у Ментухотепов , фараонов XI династии , но художественное достоинство произведения превосходит его политическое значение .
Произведение условно делится три части: прозаическое введение (строки 1-19), пророчество о смутах и бедствиях (строки 20-57) и пророчество о воцарении царя-южанина, при котором несчастья прекратятся и восторжествует правда (строки 58-71). Как в целом ряде древнеегипетских памятников, «Пророчество» имеет рамку, написанную прозой, и основную часть, написанную поэтическим языком . Введение по своему содержанию напоминает начало сказок из папируса Весткар , описания бедствий во второй части — другие египетские литературные памятники: « Разговор разочарованного со своим Ба », « » и « Речения Ипувера » (№ 339, Лейденский музей ) .