Туринский университет
- 1 year ago
- 0
- 0
Туринский юридический папирус — древнеегипетский документ судебного разбирательства по делу об убийстве фараона Рамсеса III ( XX династия ), хранящийся в Египетском музее Турина . В основном содержит собранные обвинения и вердикт . Папирус размером 50,8 см разбит на 6 колонок. Исследован и опубликован впервые Ашилем Девериа в « » (1865–1868) .
К этому папирусу дополнением идут несколько документов, освещающие другие стороны расследования: папирус Рифо, папирус Ли, папирус Роллин . Папирус Роллин состоит из одной короткой, но подробной колонки и хранится в Национальной библиотеке Франции под № 1888. Папирус Ли состоит из двух колонок, впервые переведён в 1855 году .
Повествование ведётся от имени убитого фараона или его духа , который обличает виновных, призывает их к ответу .
Второстепенная жена фараона Тия возглавила так называемый « заговор в гареме », чтобы посадить на трон в обход прочим наследникам своего сына царевича Пентаура . Организатором заговора выступил камергер Пабеккамон, ему помогали виночерпий Меседсура, служитель гарема Паник и писец из царского гарема Пендую .
Заговорщики поддерживали переписку с заинтересованными в свержении фараона военачальниками и надсмотрщиками рабочих. Среди них главный нубийский лучник Бонемвез (Бинемуасет ), чья сестра жила в гареме. Он и высокопоставленный офицер Пасаи планировали поднять войска после убийства фараона, чтобы не допустить Рамсеса IV к власти. В Туринском папирусе сохранился призыв к мятежу :
« Поднимай людей! Подстрекай врагов восстать против своего господина!»
О заговоре стало известно, сообщники были схвачены, фараон назначил суд :
«…что касается того, что было совершено, и тех, кто совершил это, то пусть всё, что они совершили, падёт на их собственную голову, в то время как я охраняем и защищаем навеки, в то время как я в числе справедливых царей, находящихся перед Амоном-Ра , царём богов, и перед Осирисом , владыкой вечности» .
Поскольку Осирис — бог мёртвых, заключительные слова фараона дают основания предполагать, что он не рассчитывает дожить до окончания суда, ожидая наступления смерти от нанесённого заговорщиками ранения в ближайшее время. Также в текстах он назван божественным — эпитетом, применяемым к покойным фараонам . Рамсес III скончался на 32-м году своего правления (3-й месяц шему , 15-й день) . После его смерти на трон взошёл Рамсес IV .
Обвиняемых лишили права имени и называли «дурными именами», которые и сохранились в папирусе: Пабеккамон ( «Слепой слуга»), Меседсура ( «Ра его ненавидит») , « Пентаур, которого называли этим другим именем » , Бонемвез ( «Мерзость в Фивах ») .
Основная часть Туринского папируса» сконцентрирована на четырёх судебных заседаниях, где 28 виновных приговорены к смертной казни , а 10 — к самоубийству. Какое наказание понесла царица Тия, в документе не уточняется. Четвёртое судебное заседание вынесло приговор трём злоупотребившим своим положением судьям. Они совместно с некоторыми заговорщицами из гарема устроили попойку в доме одного из судей, уверенные в своей безнаказанности . Один был оправдан, четырём другим обвиняемым мужчинам отрезали носы и уши .
Также заговорщиков обвиняли в употреблении тёмной магии (папирус Ли, папирус Роллин). Они изготовляли « магические свитки для препятствования и устрашения », лепили « богов и людей из воска для ослабления тел » .
Пентаура судьи приговорили к самоубийству .
«Они [судьи] нашли его виновным. Они оставили его на месте. Он умертвил себя сам» .
За проступок его лишили должного погребального обряда и собственного имени, что также означает по древнеегипетским поверьям недоступность достойной загробной жизни .
История, изложенная в папирусе, используется в романе Томаса Манна " Иосиф и его братья ". Время действия сдвинуто в прошлое - во времена XVIII династии , события связаны с неудавшимся покушением на жизнь Аменхотепа III . Меседсура и Бонемвез (в русском издании романа - Бин-эм-Уазе) - это и есть египетские вельможи, которые сидят в темнице вместе с Иосифом , и которым он толкует их сны.