Туринский университет
- 1 year ago
- 0
- 0
Тури́нский эроти́ческий папи́рус (также Туринский сатирико-эротический папирус и Папирус № 55001 ) — древнеегипетский иллюстрированный папирус светского содержания периода Рамессидов (ок. 1150 год до н. э.) . Выставлен в Египетском музее Турина (Италия).
Обнаружен в начале XIX века в Дейр-эль-Медине и впервые в 1830-е годы изучен Ж-Ф. Шампольоном , привлечённым анималистическими сюжетами. Другую часть папируса египтолог назвал «чудовищной непристойностью». Из-за своеобразного содержания папирус вызывал отторжение ранних европейских исследователей. Копии папируса не появлялись в печати до 1973 года .
Папирус датируется предположительно эпохой Нового Царства , периодом правления Рамзеса III или его сына Рамзеса IV — примерно XII—XI веков до н. э.
Папирус размером 2,6 м на 25 см состоит из двух частей, на одной из которых представлено 12 эротических изображений, на другой — сатирические сюжеты с участием животных. Мужчины на иллюстрациях «неряшливые, лысеющие, низкорослые и с брюшком», с преувеличенно большими гениталиями и не соответствуют египетским стандартам физической привлекательности. Женщины изображены в зрелом возрасте. Они показаны с предметами из традиционной эротической иконографии, такой как листья вьюнка, а в некоторых сценах они даже держат предметы, традиционно ассоциирующиеся с Хатхор , богиней любви, такие как цветы лотоса и обезьяны .
Размер папирусной ленты не соответствует стандартам свитков административного или религиозного содержания. Роспись выполнена чёрной краской. Папирус сохранился плохо .
Рисунки созданы рукой профессионального начитанного писца и выдержаны в стиле, характерном для художников западного побережья Фив ( Мединет-Абу ). Автор жил в промежутке между поздним Новым царством и Третьим переходным периодом , поскольку общество Дейр-эль-Медины прекратило работы после XX династии . Изображения женщин и льва на Туринском папирусе сходны с подобными рисунками на Папирусе дамы Херубен .
Сохранившиеся фрагменты содержат 27 иллюстраций, 15 из которых имеют сатирическое содержание.
Справа изображены животные с музыкальными инструментами и последовательность других анималистических сюжетов без текстовых дополнений. Сцены с животными-музыкантами повторяют подобные сцены на обнаруженных остраконах , сосудах, косметических принадлежностях и фигурках Нового царства . На папирусе также можно увидеть играющих в сенет льва и газель, обезьяну с флейтой, льва с арфой, штурмующих крепость кошки мышей, разговаривающую ласточку с бегемотом, который ест фиги с сикамора , осла в виде судьи.
Рисунки животных могут обозначать пословицы или рассказы, утраченные сегодня. В древнеегипетской литературе животные нередко наделены даром говорения: « Обречённый принц » или « Сказка о потерпевшем кораблекрушение ». Отсутствие пояснительных надписей указывает на общепонятные сюжеты .
Слева папирус содержит эротические сцены коитуса и сопроводительные тексты. Мужчины изображены с преувеличенными половыми органами; женщины представлены танцовщицами и музыкантшами. Один колесничий в отличной от других одежде мог быть военным . От него убегает неопрятный мужчина меньшего размера, который, возможно, оставлен женщиной ради колесничего. Иной вариант интерпретации военного с сидящей на краю колесницы женщиной: аллегорическое обозначение интимной позы . Стефан Вениг видел в эротической части Туринского папируса изображение борделя, поскольку у одного из мужчин на поясе висит кошелёк .
Точное значение сцен для современного человека не прояснены, но были очевидны для древних египтян. Одни исследователи полагают, что сцены содержат политическую сатиру, возможно, высмеивают Рамсеса III и его гарем, либо жрецов ; другие видят иронию, направленную на самих богов или их официальных представителей, особенно в погребальном искусстве . Также имеется предположение, что эротическая часть Туринского папируса являлась неким руководством — жанром, наиболее распространённым на Дальнем Востоке . Однако, если китайские и японские ( сюнга ) руководства создавались с верой в важность сексуальности для здоровой и гармоничной жизни, то среди древнеегипетских текстов не сохранилось доказательств подобных убеждений. Предположительно, эротические сцены комичны и анекдотичны .