Interested Article - Бегазы-Дандыбаевская культура

Бегазы-Дандыбаевская культура (в археологии) — культура племён, населявших территорию современного Центрального Казахстана последнего периода бронзового века ( XIII-IX вв. до н. э. ). Первый исследованный памятник — мавзолей (курган 11) Дандыбай , раскопан в 1934 году М. П. Грязновым.
Название ввёл академик А. Х. Маргулан , исследовавший поселения и курганы Бегазы и другие.

К. А. Акишев выделил дандыбаевский этап андроновской культуры, который являлся результатом развития и эволюции «культуры алакульского этапа».

И. В. Пьянков выделяет носителей Бегазы-дандыбаевской культуры в составе карасукской культуры и ее элементов.

Племена, приведшие к расцвету Бегазы-Дандыбаевской культуры, населяли территорию между горами Улытау на западе и Шынгыстау на востоке, от реки Жетиконыр на юге до рек Нура , Сарысу , Кенгир , земли вдоль Иртыша , равнины между горами , Бугылы , Кызыларай , Каркаралы , Баянаула .

Для Бегазы-Дандыбаевской культуры характерны высокие, круглые, прямоугольные мавзолеи знати, построенные из скальных камней ( Аксу-Аюлы , Бегазы , Беласар , Дандыбай , Ортау и другие) — относятся к памятникам сложного архитектурного искусства; в погребальной традиции — трупоположение в могиле на боку, руки и ноги согнуты к груди, рядом — оружие и украшения; кувшины с тонким горлышком, украшенные различным орнаментом. Крупные населённые пункты ( Кент , Бугылы , , Каркаралы , , Улытау и другие) с домами из камня, имеющие 4—6 комнат: чаще — одно-двух комнатные землянки и сборные по типу юрты; сооруженные возвышения для богослужения. Возле крупной стоянки 3—5 маленьких поселений. Поселение Кент с улицами, каменными фундаментами и домами, планировкой занимало площадь 25 га и имеет возраст примерно как и Сарыаркинская пирамида — конец эпохи бронзы .

Основные занятия — скотоводство и земледелие. Религиозное поклонение природным силам (Солнцу, огню, воде и др.). Появились обряды поклонения животным — коням, овцам, верблюдам, волкам, медведям и др. Их изображения, выдолбленные на камне, найдены рядом с захоронениями, стойбищами (Койшокы, Аксу-Аюлы, Кызыларай и другими).

Бегазы-Дандыбаевская культура имела тесные социально-экономические отношения с родственными племенами Южного Урала ( ), Алтая и Енисея ( карасукская культура ).

В результате тесного контакта самодийской каракольской культуры с бегазы-дандыбаевской или близкой ей иной ираноязычной культурой ( ) появились ирано-самодийская пазырыкская культура и раннескифская усть-куюмская группа (затем ) .

Литература

  • // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7 . (CC BY-SA 3.0)
  • Грязнов М. П. Памятники карасукского этапа в Центральном Казахстане // Советская археология. Вып. XVI. 1952.
  • Маргулан А. Х., Акишев К. А., Кадырбаев М. К., Оразаев А. М., Древняя культура Центрального Казахстана, Алма-Ата, 1960;
  • Маргулан А. Х., Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана, Алма-Ата, 1979.
  • Евдокимов В. В., Варфоломеев В. В. Эпоха бронзы Центрального и Северного Казахстана. Караганда, 2002.
  • Бейсенов А. З., Варфоломеев В. В. Могильник Бегазы. Центральный Казахстан в бегазы-дандыбаевскую эпоху. Алматы, 2008.

Примечания

  1. Victor Varfolomeyev / Виктор Варфоломеев. (англ.) . 30 марта 2022 года.
  2. Victor Varfolomeyev / Виктор Варфоломеев. (англ.) .
  3. . Дата обращения: 9 октября 2016. 29 августа 2016 года.
  4. Молодин В. И. , Ромащенко А. Г. « от 11 августа 2016 на Wayback Machine » на сайте СО РАН .

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .

Источник —

Same as Бегазы-Дандыбаевская культура