Interested Article - Халафская культура
- 2021-12-27
- 1
Хала́фская культура или Хала́ф (иногда Хала́фский период ) — археологическая культура или фаза в развитии материальной культуры Северной Месопотамии и Северной Сирии , относящаяся к керамическому неолиту (ранее — к энеолиту ). В общих чертах датируется концом 6-го — началом 5 тысячелетия до н. э., абсолютная датировка ненадёжна. Название — по памятнику Телль-Халаф в Сирии, где были впервые массово обнаружены осколки типичной керамики. Сформировалась на базе культуры раннего керамического неолита северной Сирии, следы которой открыты П. М. М. Г. Аккермансом на памятнике . На востоке взаимодействовала с другими керамическими культурами Месопотамии — хассунской и самаррской . В 5-м тысячелетии до н. э. подверглась сильному влиянию Убейда , породив переходную халафско-убейдскую традицию и, в конечном счете — ассимилированную культуру Северного Убейда. Для Халафа была характерна необычайно изящная (для того времени) керамика, широко продавшаяся на Ближнем Востоке, особые постройки — толосы и орнамент в виде мальтийских крестов и букраний (изображений бычьих голов).
История открытия
Первые образцы ранее неизвестной халафской керамики были обнаружены в 1908 г. Джоном Гарстангом на памятнике Сакче-гёзю . Позже значительное количество таких осколков открыл барон Макс фон Оппенгейм при раскопках между 1911 и 1927 годом арамейского дворца в Телль-Халафе (Северная Сирия); по имени этого памятника керамика стала называться халафской. Подлинное открытие халафской культуры осуществил в 1930-е годы Макс Маллоуэн раскопками Телль-Арпачийи (Северный Ирак). На современные представления о халафской культуре значительно повлияли исследования нидерландского археолога Петера Аккерманса, проводившиеся в 1980-х гг. в долине реки Белих .
Датировка и периодизация
Абсолютная хронология Халафа ненадёжна; в общих чертах калиброванная датировка культуры охватывает 5600—4500 годы до н. э. Важную роль в датировании играет материал Телль-Арпачийи, где находился местный центр производства керамики (основа относительной датировки). Выделяется несколько фаз эволюции материальной культуры
- переходная к Халафу фаза раннего керамического неолита
- ранний Халаф: 5600—5300 гг. до н. э.
- средний Халаф: 5300—4800 гг. до н. э.
- поздний Халаф: 4800—4500 гг. до н. э.
- переходный халаф-убейдский период
Характеристика
Происхождение
В прежних публикация доминировала точка зрения о пришлом характере халафского населения: считалось, что его прародина находилась где-то в соседних холмистых и горных районах — Анатолии и Армянского нагорья . Впоследствии эти взгляды были пересмотрены: в 1980-е годы раскопки П. М. М. Г. Аккерманса на северосирийской памятнике Телль-Саби-Абьяд выявили слои особой предхалафской культуры раннего керамического неолита.
Материальная культура
Небольшие поселения халафской культуры располагались у рек, были плотно застроены однокомнатными сырцовыми домами в виде толосов с примыкающими прямоугольными хозяйственными постройками, иногда с печами, очагами (в том числе для обжига керамики ). Основой хозяйства были земледелие и скотоводство . Земледелие основывалось на природных осадках, ирригация не использовалась. Выращивали эммер (сорт пшеницы ), ячмень и лён . Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна разных видов пшеницы, ячменя, кости домашних животных (коровы, овцы, козы, собаки и др.). Многочисленны орудия из кости.
Керамика халафской культуры была высокого качества и имела широкое распространение в северной Сирии, Месопотамии и части Анатолии. Формы разнообразны, орнамент — геометрической или сюжетной (изображения животных) росписью, коричневым по розоватому или желтоватому фону. Специфическими элементами орнамента были мальтийский крест и букрании (изображения бычьих голов); последнее побуждало ранних исследователей предполагать среди халафцев особый культ быка (связанный с идеями мужского плодородия). Изготавливалась также нерасписная и лощёная керамика. Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки; все халафские антропоморфные фигурки изображают женщин (как правило присевших, с преувеличенной грудью) и вероятно связаны с идеями плодородия. Единичны находки из меди (в том числе печать); однако для изготовления оруди медь не использовалась.
Погребения халафской культуры — трупоположения в грунтовых ямах в скорченном положении на боку. Известны также трупосожжения. Младенцев часто хоронили в сосудах в под полами построек. Погребения сопровождались дарами из посуды (пищи), украшениями, фигурками и др.
На поздних стадиях халафская культура подверглась мощному убейдскому влиянию, в результате чего возникла смешанная традиция Северного Убейда. На некоторых памятниках (Телль-Арпачийя) переход от Халафа к Убейду отмечен следами разрушений.
Этническая принадлежность
Этническая принадлежность халафцев неизвестна: культура исчезла задолго до появления письменных сведений о древнейших народах Передней Азии. В середине XX в. предпринимались попытки соотнести халафцев с носителями так называемых протоевфратских языков — части реконструируемого лингвистами дошумерского субстрата . В соответствующих публикациях потомков халафцев исторического времени иногда именовали субареями .
Гипотеза Гамкрелидзе — Иванова по ряду признаков (трупосожжение и т. п.) соотносит халафскую культуру с праиндоевропейцами.
Примечания
Ссылки
- — История человечества — 06 ноября 2012
Литература
- История Древнего Востока : Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия / Под ред. И. М. Дьяконова. — М. : Наука, 1983. — 534 с.
- Массон В. М. Средняя Азия и Древний Восток. — М. — Л., 1964.
- Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока . Пер. с англ. и комментарий Е. В. Антоновой. Предисл. Н. Я. Мерперта. М., 1982. 149 с. с ил.
- Мерперт Н. Я. , Р. М. Мунчаев . Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии // Советская археология. — 1971. — № 3 .
- Oppenheim M. F. Tell Halaf, Bd 1-4, В., 1943-62
- Mallowan M. E., Rose J. C. The excavations at Tall Arpachiyah. — L. , 1935.
- Müller-Karpe, Hermann . Handbuch der Vorgeschichte, vol. 2. — С. 59 ff.
Хронологическая таблица неолита Ближнего Востока
, Antico Oriente: storia, società, economia , Laterza, Roma-Bari, 2009, ISBN 978-88-420-9041-0 , p. 84. |
|||||||
6000 | Хабур |
Джебель-Синджар
,
Ассирия |
Средний Тигр |
Нижняя
Месопотамия |
Хузистан | Анатолия | Сирия |
---|---|---|---|---|---|---|---|
5600 | Умм-Дабагия |
Чатал-Гююк
(6300—5500) |
Амук A | ||||
5200 |
Старший |
Хассуна |
Старшая
Самарра
(5600—5400) Средняя Самарра (5400—5000) Поздняя Самарра (5000—4800) |
Сузиана A |
Хаджилар
Мерсин 24—22 |
Амук B |
|
4800 |
Средний |
Поздняя
Хассуна
Тепе-Гавра 20 |
Эриду
(= Убайд 1) Эриду 19—15 |
|
Хаджилар
Мерсин 22—20 |
Амук C |
|
4500 | Поздний | Тепе-Гавра 19—18 |
Хаджи-Мухаммад
(= Убайд 2) Эриду 14—12 |
,
Сузиана B |
Джан-Хасан
Мерсин 19—17 |
Амук D |
См. также: Доисторический Ближний Восток
См. также
- 2021-12-27
- 1