Interested Article - Ишпуини
- 2020-07-11
- 1
Ишпуини ( Ишпуэни , Ушпина ) или Ишпуини, сын Сардури — третий известный царь Урарту , правивший около 828 — 810 годов до н. э. , сын царя Сардури I . Ишпуини известен благодаря многим своим сохранившимся надписям, где он зачастую фигурирует совместно со своим сыном Менуа , а также благодаря упоминанию в надписи ассирийского царя Шамши-Адада V , современником которого он являлся. Ишпуини носил пышный титул «Царь великий, царь могущественный, царь вселенной, царь страны Биаинили ( Наири ), правитель города Тушпа » .
Внешняя политика
Реформы и перевооружение урартской армии, начатое предшественниками Ишпуини, постепенно превратили Урарту в значительно более сильную в военном плане державу. Царь Ишпуини начал осуществлять собственные завоевательные походы и расширять границы Урарту. В сохранившихся надписях, повествующих о военных походах Ишпуини, прослеживается три направления урартской экспансии того периода: на юго-восток от Тушпы в горные районы, на южное побережье озера Урмия и на север, в горные районы Закавказья. О юго-восточном походе рассказывает так называемая Келяшинская надпись Ишпуини, высеченная на ассирийском и урартском языках на большой стеле, обнаруженной на перевале к юго-западу от Урмии в районе нынешнего иракского города Равандуз . Важнейшим результатом этого похода стало завоевание и включение в состав Урарту буферного с Ассирией государства с центром в городе Мусасир ( урартск. Ардини ). Позднее Мусасир стал важным южным форпостом Урарту в противостоянии с Ассирией .
Келяшинская стела, установленная на горном перевале, на современной ирано-иракской границе, позволяет предполагать, что контроль Урарту при Ишпуини распространялся на всю область между западным берегом Урмии и горами, в настоящее время отделяющие Ирак от Ирана. Здесь же владения Ишпуини могли граничить с владениями Ассирии. Очевидно, к концу правления Ишпуини практически все районы, находившиеся вокруг озера Урмия, находились под властью Урарту, не только на севере и западе, но на юге и на востоке .
О походе в район южного побережья озера Урмия повествует надпись на обеих сторонах большой стелы, найденной восточнее озера Ван у селения Карагюндуз ( арм. Харагонис ). В надписи говорится о победах над городом и страною Баршуа (Парсуа) к югу от Манны , которые на долгое время стали объектом борьбы между Урарту и Ассирией . В надписи подробно описывается состав и численность войск Ишпуини:
Могуществом бога Халди отправились (в поход) на город Меишта Ишпуини, сын Сардури, (и) Менуа, сын Ишпуини; был Ишпуини могуч, Менуа могуч; в войске (их насчитывалось): 106 боевых колесниц, 9174 всадника, 2704 пеших воина. Предшествовал (?) бог Халди Ишпуини, сыну Сардури, (и) Менуа, сыну Ишпуини. Завоевали они города Меишта, Куа, Шариту, Нигиби, (города) страны Баршуа .
Таким образом, военные достижения Ишпуини положили начало расцвету царства Урарту, значительно расширив его границы в направлении территорий между озерами Ван и Урмия, а также за счёт приурмийских районов . Усиление Урарту не могло не беспокоить Ассирию, ослабленную внутренними проблемами в конце правления Салманасара III . Новый царь Шамши-Адад V с первых лет своего правления начал военные действия против Урарту («страны Наири »), три года подряд направляя войска на север. Судя по содержанию надписи Шамши-Адада на монолите из Калху , во время второго похода (около 822 года до н. э. ) ассирийские войска под предводительством Мутаррис-Ашшура достигли в Урарту серьёзных, хотя и, вероятно, случайных военных успехов :
В мой 2-й поход я отправил и отослал на страну Наири Мутаррис-Ашшура, начальника глав, мудрого, опытного в битве, разумного, с моими храбрецами и станом. Он дошел до Моря захода солнца, захватил 300 поселений Шарцины, сына Мекдиары, 11 укрепленных городов вместе с 200 поселений Ушпины, перебил их воинов, полонил полон, их добро, богатство, богов, сыновей и дочерей; разрушил, снес и сжег огнем их поселения .
Походы Ишпуини на север, о которых известно из четырёх его сохранившихся надписей (три из них найдены в районе оз. Ван, четвёртая севернее — около Алашкерта ), были вызваны набегами племён из южного Закавказья. Ишпуини сообщает о своих победах над племенами Уитерухи, Луша и Катарза, вторгшихся в границы Урарту, вероятно, из долины Аракса и дошедших до Алашкерта при военной поддержке царей страны (область к северу от горы Арагац ). Победоносное войско Урарту состояло из 66 колесниц, более тысячи всадников (в сохранившейся надписи число всадников повреждено) и 15760 пеших воинов .
Религия и строительство
Централизация государства и усиление царской власти при Ишпуини неизбежно отразились и на религии Урарту . Вероятно, именно в тот период сформировался единый пантеон урартских богов, ранее бывших покровителями отдельных племён и городов наири . Верховным божеством страны был признан бог Халди , центр почитания которого находился в Мусасире . На ступень ниже от него располагались ещё два бога центральной части Урарту — бог войны Тейшеба , которому издревле поклонялись в Кумену, и бог солнца Шивини , традиционно почитавшийся в Тушпе . Со времени Ишпуини все важнейшие надписи в Тушпе стали обращаться к богу Халди, а не к Шивини; в официальных царских текстах начали использовать формулы «силой бога Халди» и «могуществом бога Халди» .
Дошедшая до наших дней надпись на стене ниши Мхер-капуси («Дверь Мхера») содержит указания Ишпуини относительно размеров жертвоприношений различным божествам, из которых можно составить перечень и понять иерархию урартских богов и богинь (помимо трёх верховных богов, в надписи упоминается ещё порядка сорока богов и шестнадцать богинь). Кроме собственно богов, специальные жертвы должны были регулярно приноситься оружию, величию, воинству, воротам, милости и могуществу бога Халди, воинству и воротам бога Тейшеба и воротам бога Шивини. Богам предписывалось приносить в жертву козлят, быков и овец (второстепенным — только овец), а богиням — коров и овец (второстепенным — только коров или овец) .
Сохранившиеся надписи Ишпуини и археологические данные свидетельствуют о проведении им обширного строительства в районе Тушпы, в частности, о возведении храмов и других сооружений, посвященных урартским богам. Хотя сами возведённые им строения не сохранились, были обнаружены отдельные камни, обломки и базы колонн, содержащие надписи «Ишпуини, сын Сардури, этот храм построил» или «Ишпуини, сын Сардури, этот дом построил». Эти камни были найдены как на месте самой Тушпы, так и в окрестностях озера Ван (селенияа Цвастан, Леск, Патноц, Оскебак) . Согласно обнаруженным надписям при Ишпуини были построены, как минимум две урартские крепости — небольшое укрепление в и более внушительная цитадель в — обе в пределах 16-ти километров от Тушпы .
Семья
Пространные надписи Ишпуини, сына Сардури, содержат упоминание его сына и наследника Менуа , а в надписи у восточных ворот Ванской цитадели , рассказывающей о строительстве культовых ворот бога Халди , также упоминается его внук Инушпуа, сын Менуа. Постоянное упоминание Менуа в надписях Ишпуини, по мнению Меликишвили , объясняется стремлением Ишпуини утвердить Менуа в глазах подданных в качестве наследника престола. Связано это было, судя по всему, с тем, что Менуа не был старшим сыном Ишпуини. Старшим сыном, вероятно, был Сардури, носивший имя деда и упомянутый в анналах ассирийского царя Сардури II , захватившего при взятии Мусасира его бронзовую статую в молитвенной позе и отлитые по его приказу статуи быка и коровы с телёнком. Сардури, сын Ишпуини, вообще не упоминается в надписях отца, возможно, при Ишпуини он был наместником Мусасира .
Примечания
- ↑ , Надписи Ишпуини и Менуа. 19.
- ↑ , с. 62.
- , с. 61—62.
- , с. 181—182.
- ↑ , Надпись Ишпуини и Менуа. 24.
- ↑ , с. 60.
- , Из надписи Шамши-Адада V (823—810 гг. до н. э.) на монолите из Калху (Нимруда).
- , Надпись Ишпуини и Менуа. 21.
- , с. 60, 62.
- , Надпись Ишпуини и Менуа. 27.
- , Надписи Ишпуини, сына Сардури. 4—18.
- , с. 188.
- , с. 61.
- , Надписи Ишпуини, сына Сардури. 18.
- , Письмо Саргона II к богу Ашшуру с описанием похода против Урарту 714 г. до н. э..
Литература
- , Лэнг Д. М. Древний Кавказ. От доисторических поселений Анатолии до христианских царств раннего Средневековья / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2016. — 383 с. — ISBN 978-5-9524-5198-8 .
- Дьяконов И. М. // Вестник древней истории . — Москва, 1951. — № 2—4 .
- Меликишвили Г. А. . — М. : Издательство Академии наук СССР, 1960. — 504 с.
- Пиотровский Б. Б. / отв. ред. И. А. Орбели . — М. : Издательство восточной литературы, 1959. — 286 с.
- 2020-07-11
- 1