Сражения Александра Македонского
- 1 year ago
- 0
- 0
Женщины Александра Македонского — жёны, любовницы и вымышленные любовницы Александра Македонского, о которых оставили свидетельства античные авторы. (О бисексуальности Александра см. Гефестион и Багой ).
« Александр не был хорош для плотской связи с женщинами. Олимпиада и Филипп знали об этом, и в самом деле звали фессалийскую куртизанку Калликсену, очень красивую женщину, в постель к Александру. Так как опасались они, что станет он женственным мужчиной, и Олимпиада часто умоляла его вступить в половой контакт с Калликсеной ».
—
Эти события должны иметь место в период наставничества Аристотеля, то есть до 18-летнего возраста Александра.
Статира — жена персидского царя Дария , оказавшаяся вместе со своей дочерью, тоже Статирой , в плену у Александра в ноябре 333 года до н. э.
Реальное историческое лицо, однако существуют спекуляции на тему, находилась ли она в связи с Александром. Все источники уверяют в почтительном отношении Александра к царской пленнице и подчёркивают, что он к ней даже не прикасался, да и виделся всего один раз, после пленения.
Спекуляции вызваны следующим фактом: по некоторым сообщениям, жена Дария умерла в родах (согласно Плутарху и Юстину ) примерно в 331 году до н. э. Сомнительно, чтобы окружённая прислугой из евнухов она вступила в связь с кем-либо ещё, кроме как с Александром. Возможно, исторические источники относят смерть Статиры на более позднее время, чем было в реальности, или же скорее всего она скончалась по другой причине. Александр всегда ставил политический расчёт выше влечения к женщинам. К тому же по словам Арриана , наиболее достоверного источника, Александр вообще не виделся со Статирой, а посылал к царской семье своего телохранителя Леонната . У Статиры перед пленением уже было 3 детей, что ещё более снижает вероятность влечения к ней Александра. Но самое главное — сообщения Плутарха и Юстина, в которых содержится хронологическое указание на 331 год до н. э., посвящены бегству к Дарию из плена евнуха Тирея, который сообщил об этой смерти и одновременно уверил Дария в том, что Александр строго блюдёт его семейную честь, чем вызвал восхищение Дария перед Александром. Именно это событие Юстин чётко датирует временем перед битвой при Гавгамелах. Но бегство Тирея могло состояться через сколько угодно времени после смерти Статиры, тогда как общий смысл сообщения прямо и непосредственно противоречит выводу о связи Статиры с Александром. Далее невероятно, что, если бы скандальная связь Статиры в плену (с кем бы то ни было) действительно существовала, она бы не была замечена современниками и они бы в один голос писали о том, что честь жены Дария осталась непорушенной.
« На вопрос, не желает ли она просить о чём-нибудь царя, она, не колеблясь, призналась, что хочет иметь от него детей, ибо она достойна того, чтобы наследники царя были её детьми: ребёнка женского пола она оставит у себя, мужского — отдаст отцу… Страсть женщины, более желавшей любви, чем царь, заставила его задержаться на несколько дней. В угоду ей было затрачено 13 дней. »
—
Диодор Сицилийский повторяет эту историю , с тем лишь различием, что у Курция амазонки были обнажены по пояс, а у Диодора покрыты доспехами. Плутарх сообщает статистику: 5 античных авторов упоминали историю с визитом амазонок, а 9 отрицали её. Арриан, как наиболее критичный автор, также не верит в эту историю. Один из древнегреческих литераторов, Онесикрит , читал царю Лисимаху , бывшему в молодости при Александре телохранителем, пассаж про амазонок. Царь улыбнулся и сказал: « И где же я был тогда? »
« Она вернула свой трон от Александра, допустив его в свою постель. Спасла своими чарами то, что неспособна была сохранить своим мужеством. Сына, которого она имела от Александра, она назвала Александр, и тот после взошёл на трон индийцев. Царицу Клеофис, за утерянное целомудрие, индийцы называли с тех пор царственной шлюхой. »
—
Наиболее достоверный автор Арриан описывает упорную осаду и штурм Мазагама . Крепость была взята после гибели местного вождя, а его мать (царица Клеофида по Курцию) и дочь попали в плен. После падения крепости борьбу индийцев возглавил брат погибшего вождя, надо полагать, сын царицы Клеофиды.