Interested Article - Мономиф

Мономиф, или единый миф , — это идея, что у всех мифов есть единая структура сюжета — путь героя. Согласно ему, герой из мифа в миф структурно проходит один и тот же путь с одними и теми же испытаниями.

Термин мономиф впервые использовал Джозеф Кэмпбелл , заимствовавший его из романа Джеймса Джойса « Поминки по Финнегану ». По мнению Кэмпбелла, в любом из известных нам мифов герой проходит одни и те же испытания, один и тот же жизненный путь. Одна и та же мифологема характерна как для Древней Греции или Скандинавии , так и для индийской мифологии .

Изучение повествований о героических мифах можно проследить с 1871 года, когда антрополог Эдвард Бернетт Тайлор наблюдал общие закономерности в сюжетах путешествий героев . В нарратологии и сравнительной мифологии другие предложили нарративные модели, такие как психоаналитик Отто Ранк в 1909 году и антрополог-любитель в 1936 году . У обоих есть списки различных межкультурных черт, часто встречающихся в рассказах героев, в том числе мифических . По словам Роберта Сигала , «теории Ранка, Кэмпбелла и Рэглана олицетворяют множество анализов мифов о героях» .

протАгонист
Иллюстрация пути героя

Структура мономифа

Согласно Дж. Кэмпбеллу, герой проходит несколько стадий путешествия, прежде чем миф достигает своего апогея , прежде чем герой становится героем.

Сепаративная стадия

Виктор Васнецов . Витязь на распутье . 1882

Сепаративная стадия, или стадия расставания, — это выход из прежнего социального или иного статуса, отход от культурных функций, разрушение социальной роли . В мифе это символизируется уходом, бегством, странствиями и скитаниями героя. Перед этим он слышит призыв к этим странствиям — и внемлет ли он ему или нет, но это всегда начало мифа. Типичная форма такого призыва — известная сказочная присказка-предупреждение на перепутье, предоставляющая выбор : «Направо пойдешь — жену найдёшь, налево — коня потеряешь, прямо — сам пропадёшь» (имеющая разнообразные варианты).

Лиминальная стадия

Вторая, лиминальная, стадия, представлена пересечением границ, пребыванием в необычном промежуточном состоянии. Подобное состояние маркируется слепотой, молчанием, наготой или нелепыми одеждами и так далее. Лиминальность всегда сочетается с оторванностью от мира людей, человек в это время воспринимается как живой мертвец, которому предстоит новое рождение или перерождение в виде царя, властителя или бога.

Конечная стадия

Концом любого мифа или мифологической истории является возвращение героя к axis mundi , пупу Земли . Конец мифа — это смерть героя, когда из его тела создаётся новый мир или, по крайней мере, происходит пересотворение мира, то есть уничтожение всего хтонического и возведение героя в сонм богов .

Мономиф как универсальный миф

Подобное определение мономифа по отношению к современной культуре не является полным. Мономиф — это не только единый архетип для всех народов, но и единый, универсальный миф. В этом смысле мономиф появляется ещё во времена Древней Греции , когда культ Изиды начинает распространяться по всему Средиземноморью . При этом миф не только изменяется под воздействием тех культур, в которые попал, но и со временем начинает приобретать общие черты для всех культур, стирая тем самым границы между ними.

Сегодняшние мифы

Являясь частью культуры, общества и науки, миф не исчезает. Хотя в различное время отношение к нему было неодинаковым. М. Вебер говорил: «В развитии человечества происходит расколдовывание мира» (см. снятие у Гегеля). Тем самым он хотел показать, что магические идеи лишаются своего ореола , поэтому отношение человека к миру становится всё более рациональным. Позднее немецкие философы Й. Дерфер и В. Нестле вывели теорию « ». Они полагали, что миф — это вымысел, на смену которому приходит разум, и считали, что критическим продолжением мифа является философия .

Также человек не «расколдовывает» мир, как полагал М. Вебер, а «переколдовывает» его, создавая всё новые и новые мифы (по сути являющиеся бесконечными вариациями старых: все мифы сводятся к ограниченному числу архетипов). Говоря словами А. М. Пятигорского , «человек, пробивая крышу одного мифа, оказывается в подвале другого».

Современными мифами становятся реклама , кинематограф и политика .

См. также

Примечания

  1. Segal, Robert. Introduction: In Quest of the Hero // / Robert Segal, Lord Raglan, Otto Rank. — Princeton, N.J. : Princeton University Press, 1990. — ISBN 0691020620 .
  2. Green, Thomas A. . — ABC-CLIO, 1997. — P. 165. — ISBN 978-0-87436-986-1 .
  3. Lord Raglan. The Hero: A Study in Tradition, Myth and Drama by Lord Raglan , Dover Publications, 1936
  4. Segal, Robert. / Robert Segal, Alan Dundes, Lord Raglan … [ и др. ] . — Princeton, N.J. : Princeton University Press , 1990. — ISBN 0691020620 .
  5. I.V. Trotsuk, M.V. Subbotina. . Saint Petersburg: Piter; 2017. 352 p.; Zorin A.L. Pojavlenie geroja: Iz istorii russkoj emocional'noj kul'tury konca XVIII - nachala XIX veka [A New Hero: From the History of Russian Emotional Culture in the Late XIX - Early XX Century]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie; 2016. 568 p] // RUDN Journal of Sociology. — 2017. — Т. 17 , вып. 3 . — С. 420–435 . — ISSN . — doi : .

Литература

  • Воглер К. Путешествие писателя: Мифологические структуры в литературе и кино = . — М. : Альпина Нон-фикшн, 2015. — 476 с. — 3,000 экз. ISBN 978-5-91671-353-4 .
  • Dorfer J. Vom Mythos zum Logos. — Freistadt, 1914.
  • Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой = The Hero with thousand faces / Gер. с англ. А. П. Хомик. — К. , М. : Ваклер; Рефл-бук; АСТ, 1997. — 384 с. — (Созвездие мудрости (Astrum Sapientiae)). — 11,000 экз. ISBN 5-87983-054-3 .
  • MacKey-Kallis, Susan. The Hero and the Perennial Journey Home in American Film (англ.) . — University of Pennsylvania Press , 2001. — ISBN 0-8122-1768-3 .
  • Nestle W. Vom Mythos zum Logos. — Stuttgart, 1942.
  • Northup, Lesley. Myth-Placed Priorities: Religion and the Study of Myth (англ.) // (англ.) : journal. — 2006. — Vol. 32 , no. 1 . — P. 5—10 .
  • Radin P. Winnebago hero cycles: A study in aboriginal literature. — Baltimore: Waverly, 1948. — 168 p.
  • Voytilla, Stuart; Vogler, Christopher. (англ.) . — Studio City, CA: Michael Wiese Productions, 1999. — ISBN 0-941188-66-3 .
  • (англ.) . Ce héros qui est en chacun de nous (фр.) . — Albin Michel,, 2011.
Книги, основанные на интервью с Кэмпбеллом
  • (англ.) [in английский] , ed. (1990), (англ.) , Forward by Stuart L. Brown, New York: Harper and Row {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: editors list) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: editors list) ( ссылка )
  • (англ.) , (англ.) [in английский] , ed. (1988), (англ.) {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: editors list) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: editors list) ( ссылка )

Ссылки

Источник —

Same as Мономиф