Interested Article - Культовые мифы

Поклонение огню

Культовые мифы — условное название мифов , в которых даётся объяснение (мотивировка) какого-либо обряда (ритуала) или иного культового действия . Тесно связаны с теми или иными религиозно-магическими обрядами , узаконивают и сакрализируют их . Особая разновидность этиологических мифов (мифов, объясняющих появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов) .

Особенности

Наиболее примитивными культовыми мифами являются мифы тотемические , сопровождающие обряды переодевания в тотемических предков.

Культовые мифы часто являются эзотерическими , то есть их смысл знает только ограниченное число людей, часто достигших совершеннолетия мужчин. Такие мифы часто связаны с обрядом инициации , когда достигший совершеннолетия член племени должен пройти через испытания с последующим посвящением в мужчины и приобщением к эзотерической традиции . В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован .

Не все культовые мифы возможно описать и исследовать, так как многие из них держатся в секрете адептами культа и не разглашаются посторонним .

Примеры

В Древней Греции к культовым мифам относятся прежде всего мифы о Деметре и Персефоне , связанные с Элевсинскими мистериями и мифы о Дионисе , в честь которого устраивали вакханалии . Похожие обряды совершались в Средиземноморье в честь бога растительности Аттиса , убитого и воскресшего , а также во многом схожего с ним Адониса .

В Древнем Египте главные культовые мифы связаны с культом Осириса и Исиды . Сложные ритуалы воспроизводили историю поисков Исидой тела Осириса и его воскрешение.

Исследования взаимосвязи мифа и ритуала

Среди учёных нет единого мнения о том, что первично, миф или обряд . Одни считают, что миф сложился для обоснования обряда, другие склонны думать, что миф является первичным, и на его основе складываются обряды.

Э. Б. Тайлор считал, что миф зародился как попытка объяснить мир, и первичен по отношению к ритуалу , который возник позже, как попытка этот мир себе подчинить.

Уильям Робертсон-Смит , Дж. Дж. Фрэзер , Джейн Харрисон придерживались противоположного мнения, считая, что появление ритуалов повлекло за собой создание мифов.

Вальтер Буркерт , Брони́слав Малино́вский , Ми́рча Элиа́де не связывали напрямую миф и ритуал.

Примечания

  1. Токарев С. А. от 3 сентября 2019 на Wayback Machine // Мифы народов мира : Энциклопедия . / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 ( Советская Энциклопедия , 1980). С. 565—566.
  2. Токарев С. А. от 3 сентября 2019 на Wayback Machine // Мифы народов мира : Энциклопедия. / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 1127—1128.
  3. Категории мифов // Мифологический словарь / Под ред. Мелетинского Е. М. М. : Большая российская энциклопедия , Лада-Маком, 1992.
  4. Segal 2004, p. 63.
Источник —

Same as Культовые мифы