Interested Article - Балийская мифология

Балийская мифология — комплекс мифологических представлений балийцев (жителей острова Бали , Индонезия ). Как и у других развитых земледельческих народов Индонезийского архипелага , у балийцев мифологическая традиция во многом восходит к представлениям древнего аустронезийского населения. Наиболее архаичный субстрат, прослеживаемый в религиозно-мифологической системе балийцев, вобрал в себя различные компоненты мифологии времени сложения племенных культов , отсюда устойчивость и самобытность собственно балийской мифологии в атмосфере влияния индуистской культуры.

В формировании балийской мифологии большую роль сыграли культурно-этническая близость и длительные контакты с соседними феодальными государствами Явы (особенно в XI—XV веках) и относительная изоляция балийской культуры в условиях мусульманской экспансии начиная с XVI века. В силу наличия длительной государственной истории Бали, а также сильно развитой ритуально -культовой стороной религии в балийской мифологии большое распространение получили разного рода генеалогические мифы и культовые мифы, в которых объясняется происхождение династий и правящей верхушки, а также обрядов и святынь. В ряде таких мифов своеобразно синтезировались сравнительно поздняя легендарная основа (прежде всего относящаяся к связям с яванской империей Маджапахит в XIII—XV веках) и древний местный мифологический субстрат (элементы близнечного мифа, тотемного мифа), например миф о происхождении государей княжества после победы божества Батара Индры над демоном Майя Данава, который был низвергнут и воплотился в цветке кокоса ; из цветка вышли близнецы, разнополая двойня Месула-Месули, давшая начало поколениям правителей. Образы и сюжеты балийской мифологии нашли отражение в старинной и современной балийской живописи и деревянной скульптуре, в изображениях кукол театра ваянг , национальной музыке.

Космологические и космогонические сюжеты балийской мифологии

Баронг
Мифическая черепаха

В балийской мифологии прослеживается образ мироздания , сочетающего вертикальное (нижний — подземный, средний — наземный и верхний — небесный миры) и горизонтальное (четыре страны света и центр) членение, закрепившееся под воздействием индуистской и буддийской мифологий. Однако имеются традиционные мифологические мотивы, связанные с древней двоичной и четвертичной классификацией, в которых присутствует идея космического дуализма .

Образ верха — в балийской мифологии соответствует представлениям о тонком духовном, небесном начале, а также северному и восточному направлениям и правосторонней ориентации; образ низа — — соответствует представлениям о грубом телесном, земном начале, южному и западному направлениям и левосторонней ориентации. Каджа и келод олицетворяются как космическая брачная пара (лух-мувахи) мужского и женского начал . В центре мироздания, по балийской мифологии, находится мировая гора , которая как бы соединяет подземный и небесный миры и служит местом обитания богов.

В балийской мифологии существует развитой пантеон богов. Высшее божество — («первоединый бог»), или Тинтья. От него произошли главные боги — демиурги: (балийский Твален, или Хьянг Исмайя) и (на Бали в основном известен как Шива), воплотившие в себе дуализм телесного и духовного начал. Различаются две противопоставляемые группы божеств: одна тяготеет к нижнему миру (Семар, Брама, Батара Кала и другие), другая — к верхнему (Батара Гуру и другие). Элементы индуистской триады ( Брахма , Шива , Вишну ) в значительной степени трансформировались под воздействием анимизма и культа предков в соответствии с традиционной системой дуального мифа, хотя сохранились сами представления о триаде (Санг Янг Тига, «божественная троица»). Теснее связана с самобытной основой балийской мифологии хтоническая сфера (келод) — обитель демонических сил, несущих в себе не только разрушительное начало, но и потенцию земного обновления, связь между жизнью и смертью.

Сохранились космогонические и антропогонические мифы (о происхождении острова Бали, высших божеств, первопредков). По версии, записанной в популярном религиозном произведении «Чатурйога», вначале была пустота, не было ни земли, ни небес. Мировой змей Антабога путём медитации создал черепаху , на ней возлегли две змеи. Они сплелись между собой, составив основание мира, на котором покоится каменная выпуклая крышка («чёрный камень»). Под этим камнем нет ни солнца, ни луны, ни ночи — это нижний мир, где правит и его женский аспект и где живет великий удав Басуки . Батара Кала создал свет и мать-землю (Ибу Пертиви). Над поверхностью земли простерлись воды, а ещё выше — многослойные небеса, где правят боги — небожители. Сама земля и горы возникли из засохшей грязи. Для балийской мифологии характерно широкое развитие демонологического круга, тератоморфных образов. Наиболее популярен сюжет о борьбе двух чудовищ — Рангда и Баронг , передаваемый в народных мистериях.

Пантеон балийских божеств

  • , или Тинтья — высшее божество («первоединый бог»)
  • (балийский Твален, или Хьянг Исмайя) .
  • ( Шива )

и другие.

См. также

Примечания

  1. Бандиленко Г. Г. Семар // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Том 2. М.: Советская Энциклопедия, 1988, с. 424

Литература

  • Бандиленко Г. Г. Балийская мифология. // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. — М. : Советская энциклопедия, 1987—1988.
  • Демин Л. М. Остров Бали. — М. , 1964.
  • Bali. Studies in life, thought and ritual. — The Hague-Bandung, 1960.
  • Belо J. Bali: Rangda and Barong. — Seattle and London, 1966.
  • Covarrubias M. Island of Bali, 7 ed. — N. Y. , 1956.
  • Hooykaas С. Agama Tirtha Five studies in Hindu-Balinese religion. — Amst. , 1964.
  • Traditional Balinese culture. — N. Y. L. , 1970.
  • Lansing, J. Stephen . The Balinese. — San Diego: Harcourt Brace College Publishers, 1995.
Источник —

Same as Балийская мифология