Несмотря на близкое родство
литовского
,
латышского
и
прусского
языков, восстановить древние верования и
религию
всего балтийско-летского племени невозможно, и мифология литовская или летская распадается на балтийско-прусскую, литовскую и латышскую.
Народы
литовского происхождения
, раскинутые на значительном пространстве, жили при разнообразных условиях; между ними в XIII веке преобладали враждебные отношения. У прусских замландцев и у
куро
-
жемайтов
система религиозных представлений доходила до высокого развития, в то время как восточные латыши и
литовцы стояли на сравнительно низкой ступени
[
источник не указан 2354 дня
]
; притом на мифологию латышей, литовцев и пруссов имели различное влияние разные культурно-христианские течения. У латышей выдвинулся, при отсутствии богослужебной литературы, средневековый культ
св. Марии
, смешанный с чертами древнего лаймопочитания и в почитание боженьки (
латыш.
dieviņš
), который обычно проявляется в дайнах как старичок на седом коне. Христианство имеет прямое отношение к тому, что в латышской мифологии человек как будто состоит из трёх частей — тела, веля и души. Тело живёт и умирает на земле, велис живёт вечно, параллельно с «нашим» миром, после смерти текущего тела которого происходит фактически реинкарнация, душа же после смерти тела в текущей жизни уходит на небо.
У жмудинов и
литовцев
замечается отсутствие многих черт Иоанновского культа (24 июня), столь развитого у балтийских латышей ещё и в наши дни.
Сильно развитый культ матушек, как представительниц каких-либо явлений, систем или групп духов. Например матушка велей — повелительница царства мёртвых. Матушка леса — духовная повелительница леса. Матушек существует теоретически бесконечное количество.
Почитание солнца (
латыш.
Saule
, женск. р.), игру которого стараются видеть в день Петериса и Яниса (
Лиго
) на который поют песни с припевом
лиго
, в том числе и в честь солнца. Существует несколько божеств, относящихся к солнцу, зачастую их половая принадлежность тоже может варьироваться в зависимости от дайны.
Почитание душ умерших предков — велей (
латыш.
veļi
), являющихся во время северного сияния на небе, в виде воинов.
Почитание
домового
, огня домашнего очага, запечного духа, места явления покойных предков.
Почитание житного духа, в виде
юмиса
, как двойного колоса, приносящего приплод скота и богатое зерно на поле.
Почитание домашнего
ужа
(
Залтис
), прозванного молочной матерью, покровителя крестьянского богатства (дракон — пукис, от нижне-немецкого Puck)
; Существует также архаическая латышская сказка «Невеста ужа», где девушка выходит замуж за морского змея
.
Почитание особого демона-покровителя лошади,
Усиня
(
латыш.
Ūsiņš
), напоминающего славянского
Овсеня
; оно приурочено к праздникам конских пастухов-ночлежников, 23 апреля
(ср.
Егорий Вешний
).
Вера в кошмары, как у славян (
кикимора
) и германцев.
Вера в
волкодлаков
, выразившаяся в множестве сказаний о вилкацисах, вадатаях (
латыш.
vadātāji
) и леших.
Жертвоприношения ещё в XVII веке были нескольких родов:
а) кровавые: резали чёрного быка, поросёнка, козла или петуха;
b) кушанья — яйца, сало, сыр, масло, хлеб. Хлеб выпекали при этом в виде змеи-ужа или поросёнка
;
с) крашеные нитки, домашние ткани, полотно, самодельные шерстяные пояса, повязки, перчатки и цветы. Такие некровавые жертвы назывались
цветы
(
латыш.
ziedi
).
Перконс
(
Pērkons
) — бог грозы. Символом Перконса (по мнению Артиса Букса и Лаймы) являются
угунскрустс
— «огненный» или «грозовой» крест, что установилось в 1920—30-е годы
.
Несколько мнимо-латышских божеств являются плодом фантазии старинных исследователей; таковы
, бог свиней,
Лиго
, богиня любви,
, бог огня, и др.
Праздники
В
Лиго
поле обтыкается
дубовыми
ветками, плетутся дубовые венки и коронки из разных лечебных трав, для украшения клетей и хаты или для лечения домочадцев и домашнего скота. Местом жертвоприношений являются стародавние дубы, священные рощи, громадные камни и домашние каменные алтарики. Культ совершали и
совершают по настоящее время в некоторых захолустьях домохозяин и хозяйка, или особые ведуны, колдуны и ворожеи
[
источник не указан 2354 дня
]
, которых, по известиям
иезуитов
, называли «papas» (попами). Особое место между богами и людьми занимали великаны, приуроченные к так называемым могилам великанов.
Латышские легенды и сказания — изд. Лерхис-Пушкайтис (1891-95): «Latw. tautas teikas un pasakas».
О солнечных мифах и песнях см. Maunhardt, «Zeitsch. f. Ethnol.» (VII, 1875) и Вольтера, программу (прил. к № 24 т. «Изв. И. Р. Геогр. Общ.»). Ср. также H. Usener и F. Solmsen, «Lit. u. Lett. Götternamen» (Бонн, 1894).
Муктупавелс В.
Šmits P.
Latviešu mitoloģija. — Rīga: Valters un Rapa, 1926
(латыш.)