Interested Article - Мифология алтайцев

Мифология алтайцев — совокупность мифологических воззрений, верований и культов алтайцев .

В мифологии алтайцев существовало представление как о трёх мирах Вселенной (небесный, земной и подземный), так и о множестве её сфер, слоев или ярусов, в которых обитают многочисленные персонажи алтайской мифологии .

В небесной сфере обитают светлые и доброжелательные по отношению к человеку божества и духи . Верховными небожителями, демиургами, создателями мира разных религиозно-мифологических традициях считались , Ульгень ( Кудай ), Бурхан , Эрлик .

В земной сфере обитает человек и многочисленные земные божества и духи-хозяева окружающей природы: духи огня, ветра, воды, гор, лесов, источников, домашние духи.

В подземном мире обитают духи, враждебные человеку. Владыкой подземного мира является Эрлик, по некоторым версиям брат Кудая (бога).

В мифологии алтайцев главный создатель скота и людей живет на девятом небе, он хозяин всех небожителей улгеней , его оружие — молния и луч света. Ниже его расположено грозное божество небесного огня . По данным Г. Н. Потанина алтайско-хакасский Кудай представлял главу верхнего мира. В представлениях алтайцев (а также тувинцев и якутов) Улуу — небесное божество, которое производит гром . А. В. Анохин считает, что в шаманской мифологии алтайцев духи высшего разряда, в том числе и Эрлик, называются «основа», а более низкие по рангу чистые духи ( ), «моя опора». Каждый чистый дух имеет своего и, вероятно, он к нему «прислоняется» (если тöс — дух горы) или «омывается» (если тот — дух озера) .

В шаманстве и мифологии алтайцев присутствует значительный пласт представлений о медведе .

Космогония

Создателем всего сущего, демиургом, Ульгень стал при помощи Священной Белой Матери ( ). Творение продолжалось шесть дней. Ульгень сотворил не только землю, небо, солнце, луну, радугу, гром, огонь, но и создал первого человека, кости которого были сделаны из камыша, а тело из глины. Он сотворил собаку ( ) и велел ей сторожить первого человека. Он же сотворил богатырей Майдере и Мангдышире . Сотворил камни, деревья, посадил цветы. Он творец головы и пуповины у людей и скота, творец пастбищ и человеческих жилищ. Перед потопом он поручил Наме построить плот и велел посадить всех зверей и птиц.

Верхний мир

Духи верхнего мира

Первопредки

Нижний мир

Духи нижнего мира

Средний мир

Земные божества и духи — хозяева природы (ээзи)

  • Алтай ээзи (дух-хозяин Алтая)
  • Дьердин ээзи (дух-хозяин земли)
  • Туунын, кырдын ээзи (духи-хозяева гор)
  • Дьер-Суу (Земля-Вода)
  • Суу ээзи (дух-хозяин воды)
  • Аржан, кутук (дух-хозяин целебной воды)
  • Сары-эмеен, Куу-эмеен (духи-хозяева ветра и вихря урагана)
  • Тьялыкан-ээзи / Дьялкын-ээзи (дух-хозяин молний)

Духи дома и семейно-родовые охранители (коручылар)

  • Бабырган
  • От ээзи (хозяин огня)
  • Эмегендер (духи материнского рода)
  • Энекелер (старушки, матери Эмегендер)

Низшая мифология

Зоомифология

Астромифология

Примечания

  1. Маслова В. от 7 июля 2018 на Wayback Machine
  2. Homo Eurasicus в системах социальных коммуникаций : VI Всероссийская научно-практическая конференция: коллективная монография — Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015 — 373 с. — ISBN: 978-5-4475-5872-7 — С.
  3. Сагалаев А. М. Урало-Алтайская мифология. Символ и архетип. — Новосибирск: Наука, 1991 — С. 110
  4. Материальная культура и мифология: Сборник статей / Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР; отв. ред. Б.Н. Путилов. — Ленинград: Наука, 1981. — 227 с. — (Сборник Музея антропологии и этнографии; т. 37) — С.

Литература

  • Алексеев Н. А. — Новосибирск, 1984
  • Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев // Сб. Музея антропологии и этнографии при Российской академии наук, т. 4, вып. 2 — Ленинград, 1924
  • Ойноткинова Н. Р. // Сибирский филологический журнал. 2014. № 4
  • Сагалаев А. М. / отв. ред. И. Н. Гемуев; Академия наук СССР. СО. — Новосибирск: Наука, 1984 — 121 с.
  • Сагалаев А. М. Урало-Алтайская мифология. Символ и архетип. — Новосибирск: Наука, 1991 — 156 с. — ISBN 5-02-029643-0
Источник —

Same as Мифология алтайцев