Interested Article - Мифология готтентотов
- 2020-10-07
- 1
Мифология готтентотов — мифологические представления готтентотов — группы племён, живущих в Намибии и ЮАР . Центральный персонаж , подобно бушменскому , представляет собой архаический мифологический тип, совмещающий черты предка и культурного героя, а также трикстера, наделённого магическими способностями. В образе животного-трикстера также обычно выступает шакал . Кроме того, интерес представляют и космогонические мифы готтентотов. Так, к примеру, происхождение смерти связывается с Луной. Согласно одному варианту, Луна послала к людям вошь с сообщением, что люди будут умирать и возрождаться подобно тому, как убывает и вновь вырастает Луна. Отмечается, что готтентоты часто отождествляли Луну с образом старика.
Прослеживается определенная связь между бушменской и готтентотской мифологией. К примеру, имена персонажей соответствуют бушменским, а нередко носят и сходные имена (например, у готтентотов и Ганаб у бушменов), что объясняется рядом исследователей как результат готтентотского влияния.
Божественный пантеон
Гамаб — бог неба и верховное божество готтентотского пантеона. Считается, что смерть приходит тогда, когда Гамаб выпускает стрелы из своего лука и тем самым провозглашает конец жизни человека. Гаунаб — бог зла и антагонист Гумаба, который делает все возможное, чтобы уничтожить человечество. Известен также Цуй — бог дождя, грома и покровитель колдунов.
Чудовища
Среди чудовищ готтентотской мифологии можно упомянуть айгамуксу — монстра-людоеда, прячущегося среди дюн. Считается, что его глаза расположены на подошвах ног, потому людям обычно удается от него сбежать. Известен также Га-Гориб, убивающий причудливым способом: он позволяет кидать в себя камни, которые со смертоносной силой отскакивают в самого нападающего. Герой в конце концов одолевает чудовище. Готтентотские легенды рассказывают также о Хай-Ури — монстре с одной рукой и ногой, почти невидимом и очень ловком существе, ловящем неосторожных путников.
Культурные герои
— культурный герой готтентотской мифологии. Согласно мифу, он сын коровы и волшебной травы, которую съела корова. Хейтси-Эйбиб считается великим магом, покровителем охотников и превосходным бойцом. Одним из его подвигов была победа над чудовищным Га-Горибом. По одной из версий, он отвлек монстра, прежде чем бросить камень, который убил его. Согласно другой версии, Хейтси-Эйбиб чуть было не оказался в ловушке монстра, но сумел её избежать и победил Га-Гориба. Подчеркивается, что герой умирал и воскресал множество раз .
Литература
- Abrahams, Roger D., comp. African Folktales: Traditional Stories of the Black World. New York: Pantheon, 1983.
- Barnard, Alan. Hunters and Herders of Southern Africa: A Comparative Ethnography of the Khoisan Peoples. Vol. 85. New York: Cambridge University Press, 1992.
- Courlander, Harold. A Treasury of African Folklore: The Oral Literature, Traditions, Myths, Legends, Epics, Tales, Recollections, Wisdom, Sayings, and Humor of Africa. New York: Marlowe, 1996.
- Scheub, Harold. A Dictionary of African Mythology: The Mythmaker as Storyteller. New York: Oxford University Press, 2000
Примечания
- ↑ Мифы народов мира : энциклопедия : в 2-х томах / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — Москва : Советская энциклопедия, 1987—1988.
- Петров Никита Викторович Мифологический трикстер Южной Африки // Шаги/Steps. 2015. № 2.
- Татаровская Ирина Геннадьевна Картина мира и ее основные элементы в мифологии народов Тропической и Южной Африки // Теория и практика общественного развития. 2009. № 3-4.
- ↑ . — Armonk, N.Y.: M.E. Sharpe, 2008. — 3 volumes с. — ISBN 978-0-7656-8047-1 , 0-7656-8047-5.
- 2020-10-07
- 1