Плацентарные
- 1 year ago
- 0
- 0
Бой у Вилле́р-Бока́жа ( англ. Battle of Villers-Bocage ) — эпизод Второй мировой войны , произошедший 13 июня 1944 года в окрестностях и само́м населённом пункте Виллер-Бокаж , спустя неделю после высадки англо-американских войск в Нормандии .
В ходе Битвы за Кан , осуществляя операцию «Восхождение» ( англ. Operation Perch ) после мощного фронтального удара, британские войска устремились в образовавшуюся брешь немецкой обороны с целью зайти во фланг и при возможности отрезать обороняющиеся немецкие части в районе Тийи-сюр-Сёль и продвигались по Национальному шоссе № 175 в направлении Кана силами 22-й бригады 7-й бронетанковой дивизии . Части бригады заняли высоту 174 и остановились перед Виллер-Бокаж, для занятия расположенной восточней города высоты 213 был отправлен авангард из состава 4-го полка Йоменов графства Лондон. Английское командование не располагало данными о присутствии в окрестностях войск противника, срочно переброшенных сюда с других участков.
В этом бою с немецкой стороны участвовали 1-я рота (10 тяжёлых танков Pz.VI E « Тигр ») и 2-я рота (6 тяжелых танков Pz.VI E « Тигр ») 101-го тяжёлого танкового батальона СС под командованием ( нем. Rolf Möbius ) и Михаэля Виттмана , соответственно. В состав 101-го ттб входила 4-я отдельная легкая пехотная рота. Также в сражении участвовали части, танки PzKpfw IV и пехота, Учебной танковой дивизии ( нем. Panzer-Lehr-Division ) и 2 батальона 2-й танковой дивизии .
Английская сторона была представлена бронетанковым эскадроном «А» (эквивалентного роте) 4-го полка Йоменов графства Лондон ( англ. 4th County of London Yeomanry (Sharpshooters) ) 22-й бронетанковой бригады Уильяма Хинда, на лёгких танках М3А3 «Стюарт» , средних танках « Кромвель » и « Шерман Файрфлай » ( англ. Sherman FireFly ), а также пехотная рота Стрелковой бригады ( англ. Rifle Brigade ) на лёгких бронетранспортёрах Universal Carrier и нескольких M9A1 , часть штаба 4-го полка Йоменов и 5-го полка Королевской конной артиллерии ( англ. 5th Regiment, Royal Horse Artillery ), позже — части бронетанкового эскадрона «В» под командованием Б.Коттона и пехота Королевского Суррейского полка её Величества ( англ. Queen's Royal Surrey Regiment ).
Как уже отмечалось, британцы не располагали данными о присутствии в непосредственной близости немецких войск, при движении через город английские войска встречали и приветствовали местные жители, но по не выясненным обстоятельствам они также не сообщили о прибытии ночью в окрестности Виллер-Бокажа немецких соединений.
Передовой отряд проследовал, не останавливаясь, на высоту 213 и там высадился. Находящиеся на марше британские войска остановились вдоль шоссе 175, пересекающего город. Командующий авангардом подполковник Крэнли вызвал к себе на совещание офицеров и сержантов в импровизированный командный пункт, расположившийся в фермерском домике рядом с высотой 213.
Основные силы немцев в этот момент находились на замаскированных позициях вдоль Старого Канского тракта, идущего южнее и параллельно шоссе 175 приблизительно в двухстах метрах. Севернее шоссе также находился один «Тигр» с бортовым номером 231.
Заметив передовой отряд британских войск, проследовавших мимо них к высоте 213, и оценив ситуацию, немцы, опасаясь обнаружения, решили нанести незамедлительный удар по растянувшейся колонне британцев между высотой и Виллер-Бокажем. В результате внезапной атаки им удалось сразу подбить несколько танков англичан и отрезать часть британского авангарда на высоте 213, в дальнейшем танки немцев расстреляли стоящие вдоль дороги бронетранспортёры, британцы успели развернуть одно из двух 6-фунтовых противотанковых орудий и подбить атакующий с севера «Тигр», от огня немецких танков произошел взрыв боеприпасов, находящихся в одном из транспортёров, и уничтожил орудие. Два остававшихся неповреждёнными легких разведывательных танка «Стюарт», вооружённые 37-мм пушками, не могли ничего противопоставить тяжёлым танкам немцев и были уничтожены «Тигром» М. Виттмана, решившего двинуть свой танк к городу, приказав остальным танкам уничтожить передовой отряд англичан, занявших высоту 213.
Проследовав по шоссе до центра Виллер-Бокажа, экипаж Виттмана смог уничтожить невооружённый «Шерман» — корректировщик огня, бронетранспортёр медицинской службы и три «Кромвеля». К этому моменту британцы уже поняли что произошло, «Кромвель» лейтенанта Дайса дважды поразил «Тигр», но не смог пробить броню и ответным огнём был уничтожен, «Фаерфлай» сержанта Локвуда также поразил танк Виттмана и окончательно вывел его из строя, немецкий экипаж во главе со своим командиром покинул танк и выбрался из города.
В это время немцы, подтянув пехоту и артиллерию, полностью блокировали небольшой отряд британцев на высоте 213, последние попытались прорваться назад, но к этому моменту высота была полностью окружена. Потеряв два из находившихся на высоте «Кромвелей», британцы заняли оборону под непрерывным огнём миномётов и артиллерии противника. Командование 22-й бригады выслало подразделения для прорыва к попавшим в окружение, они выбили успевших засесть в городе немцев, но продвинуться выше по шоссе уже не было возможности, так как оно полностью простреливалось противником. Блокированные на высоте 213 англичане, не имея средств продолжать оборону (на высоте в основном были сержанты и офицеры, вызванные на КП, только с личным оружием, боеприпасы, пулемёты и прочее вооружение осталось на шоссе в уничтоженной немцами колонне), капитулировали.
К этому моменту немцы подтянули дополнительные силы и в свою очередь попытались выбить британцев из города. Однако англичане под командованием лейтенанта Коттона успели организовать оборону из нескольких танков и ПТО, в результате атаки немцы потеряли 5 «Тигров» и несколько Pz4 и отошли.
Командование британской 7-й дивизии приняло решение отвести войска из Виллер-Бокажа, так как удерживать его без контроля высоты 213 не имело смысла, а проходящие рядом дороги контролировались основными силами дивизии у Амейе-сюр-Сёль . .
В масштабе стратегической и даже тактической составляющей боевых действий бой у Виллер-Бокажа ни на что не повлиял. Задачи, поставленные перед 22-й бригадой 7-й бронетанковой дивизии по заходу во фланг, отвлечению и распылению немецких частей из района основного прорыва в районе Тийи-сюр-Сёль были выполнены практически в полном объёме .
Немецкая же пропаганда объявила о сокрушительном поражении англичан и появлении нового героя, танкового аса Михаэля Виттмана. Объективный анализ данных показал, что в начале боя немцы смогли реализовать внезапность и превосходство тяжелых танков «Тигр» в бронировании перед легкими и средними танками англичан. Уничтожив в первой фазе боя 13 танков, 11 из них средние «Шерманы» и «Кромвели» и два легких танка «Стюарт» (причем большая часть танков во время начала боя была без экипажей), 2 противотанковых орудия и 20 бронетранспортёров из разведывательной роты 7-й танковой дивизии англичан (всего англичане в ходе боя потеряли 23-25 средних и лёгких танков, часть из них была уничтожена самими британцами при последующем отступлении и на высоте 213), немцы потеряли в первой фазе боя два «Тигра» (в том числе подбитый через несколько минут танк самого Виттмана) и в дальнейшем, утратив внезапность, лишились еще до 13 танков — 5 «Тигров» 101-го батальона и нескольких PzKpfw IV из учебной танковой дивизии. Первый раз за всю историю 101-го тяжелого танкового батальона он за несколько часов боя потерял 5 тяжёлых танков «Тигр» .
Виттману пропаганда приписывала уничтожение 25 танков, 2 противотанковых орудий и 20 бронетранспортёров. Однако Виттман непосредственно участвовал только в первой фазе сражения на танке с номером 212, заняв место командира танка вместо (который ранее служил наводчиком в экипаже Виттмана). Таким образом из списка побед Виттмана следует исключить 12 танков (англичане потеряли во время возглавляемой им атаки всего 13 танков), а также ещё два «Кромвеля» эскадрона «А», официально записанные на счет Курта Сова. Часть легкобронированной техники была уничтожена «Тигром» № 231 и танком , одно противотанковое орудие могло быть также уничтожено другими танками, в итоге его экипаж мог подбить не более 11 танков. Следует учитывать, что у одного из английских танков, используемого как штабная машина, вместо орудия был установлен макет, а также, что большая часть техники была уничтожена стоявшей у обочины дороги без командиров или экипажей.
К этому надо добавить, что английские и американские средние танки « Кромвель » и « Шерман » на тот момент вполне соответствовали уровню средних танков вермахта, таких как PzKpfw IV , но не могли на равных бороться против тяжёлых немецких танков, лёгкий танк « Стюарт » использовавшийся для разведки, практически не имел шансов и против средних танков. Единственным на тот момент танком союзников, позволявшим уничтожать тяжёлые немецкие танки в лоб, был оснащённый 17-фунтовым английским орудием средний танк « Шерман » — « Фаерфлай ». Но если в огневой мощи он был вполне сопоставим, то в плане защищённости не отличался от стандартного слабо бронированного «Шермана» и в этом плане проигрывал таким танкам вермахта как « Тигр » или « Пантера ». К тому же «Фаерфлаев» было относительно немного, они распределялись по одному на взвод, оснащённый танками «Шерман» или «Кромвель», у которых при лобовом столкновении с тяжёлыми машинами вермахта шансов практически не было. В условиях ограниченности манёвра, таких как город и сильно пересечённая местность почти всей северо-восточной Франции, подвижность и скорость танков союзников почти полностью утрачивала своё значение . Так и произошло в условиях боя в Виллер-Бокаже. Немцы, в первую очередь Виттман, грамотно использовали момент внезапности и сильные стороны своих машин в первой фазе сражения. Англичане допустили существенный промах в плане разведки местности и излишней самоуверенности. В момент атаки британцы только начали занимать оборонительные позиции в окрестностях высоты 213, и, ещё не обеспечив полной безопасности и собрав большую часть командного состава на командном пункте, облегчили задачу немцам. Однако даже в условиях разрушительной атаки отряда Виттмана, расчёт одного из противотанковых орудий не только успел под огнём противника развернуться в боевое положение, но и подбить один из атакующих танков. Ещё как минимум один из английских танков, это «Кромвель» капитана Дайса, дважды поражал «Тигр» Виттмана. Будь на вооружение британских танкистов более мощные машины нежели «Кромвель» , которые появятся у них через несколько месяцев после этого боя, поездка немецкого танкового аса окончилась бы гораздо раньше. К тому же, как уже упоминалось, часть подбитых английских танков, были штабными машинами и корректировщиками огня, с установленными муляжами орудий. В любом случае всё это не умаляет смелости и решительности, проявленной Виттманом и всеми остальными немецкими танкистами в начале этого боя.
В дальнейшем же, во многом благодаря решительным и грамотным действиям лейтенанта Билла Коттона, командира танка поддержки «Кромвель» MK VI (вооружен 95-мм гаубицей), в последующем получившим за этот бой Крест Виктории высшую награду Британской империи, англичане перегруппировались, грамотно расставив танки и противотанковые орудия и встретили ободрённых первоначальным успехом немцев. В этот раз уже немцы действовали безграмотно, послав в первую атаку танки без прикрытия пехоты, и немедленно за это поплатились. Огнём противотанкового орудия, размещённого Коттоном таким образом, что сектор обстрела перекрывал все подходы к английским позициям в районе Ратушной площади, его расчёт уничтожил 3 танка. Ещё несколько «Тигров» и Pz4 подбили танки и пехота. Немцы потеряли все танки, пущенные в атаку. Пока противник пребывал в растерянности, Коттон с подчинёнными раздобыли в развалинах одеяла, вооружились канистрой с бензином и подожгли все повреждённые танки в досягаемости от своих позиций .
После подхода двух батальонов панцергренадеров немецкой 2-й танковой дивизии при поддержке артиллерии британцы отошли от города, успев сжечь почти всю подбитую и повреждённую технику в городе (как свою, так и вражескую). В таких условиях удерживать Виллер-Бокаж не имело смысла. 14 июня 337 английских бомбардировщиков нанесли удар по городу, сбросив почти 1700 тонн бомб. 30 июня город был практически полностью разрушен в результате налета 266 бомбардировщиков Королевских ВВС . Таким образом, британцы пытались нарушить коммуникации противника. Немцы продолжали контролировать город, окончательно он был взят англичанами 4 августа 1944 года.