Непосредственная фотография
- 1 year ago
- 0
- 0
Фотография в Японии появилась в середине XIX века с задержкой, вызванной закрытостью страны. В своём дальнейшем развитии она прошла в значительной степени те же этапы, которые прослеживаются в истории фотоискусства стран Запада , испытав некоторое влияние последних.
Фотокамера была завезена в Японию в 1848 году, а первая сохранившаяся фотография, снятая японцем, датируется 1857 годом. Развитию японской фотографии содействовало окончание в 1850-е годы периода самоизоляции страны. Ведь в 1858 году был заключен Договор о дружбе и торговле (США — Япония). Благоадря этому в Японию импортировалось все больше и больше фотоаппаратов и другого оборудования и материалов, связанных с фотографией. Так, в Японию приехали иностранные фотографы, например, Феликс Беато , сделавший множество фотографий Японии . В 1862 году пионеры японской фотографии и открывают первые коммерческие фотостудии. В 1860-е — 1880-е большой популярностью, особенно среди иностранцев, пользуются раскрашенные вручную видовые и жанровые фотографии из Иокогамы , например работы европейского фотографа и путешественника Феликса Беато и японца Кимбэя Кусакабэ . Постепенно формируется некоммерческая фотография: заметными фотографами конца XIX века были , оставивший снимки Японо-китайской войны 1894—1895 гг. , и .
В 1893 году большая фотовыставка, прибывшая из Лондона, впервые познакомила японских фотографов с пикториализмом . Это направление активно развивалось в Японии в первые два десятилетия XX века , заметные представители: Тэцусукэ Акияма , Тётаро Хидака , , , , братья и Фукухара и другие.
В 1920-е годы японская фотография испытывает влияние модернизма : « Нового видения » и советского конструктивизма , сюрреализма . В 1931 году в Токио и в Осаке проходит масштабная выставка FiFo, прибывшая из Германии.
Заметные представители японского модернизма: (в 1926-м основал рекламную фотостудию, в 1932-м выпустил книгу, представившую европейскую модернистскую фотографию ; также занимался репортажной фотографией), , , , , .
С конца 1930-х сюрреалистической фотографией и поэзией занимается мультиэкспозиции .
. С начала 1930-х до конца века работает , у которого сюрреалистичность изображения достигается его композицией и сюжетом, а не фотографическими техниками наподобиеС конца 1940-х снимает Гарри Каллахана и Аарона Сискинда . С 1950-х годов работает Сёмэй Томацу . В 1959 году, вместе с другими молодыми фотографами, включая Эйко Хосоэ и , он создал влиятельное объединение . В 1961 году была опубликована его совместная с Кен Домоном книга Hiroshima-Nagasaki Document 1961 (Домон снимал последствия ядерной бомбардировки в Хиросиме, Томацу — в Нагасаки). Эйко Хосоэ с 1950-х занимается эротической фотографией , сотрудничает с Юкио Мисимой , в частности в серии «Наказание розами» (1961—1962). С конца 1950-х снимает Масахиса Фукасэ , из его работ особенно известна серия «Во́роны» (1976—1982, опубл. 1986), метафорически выражающая его внутреннее состояние после развода с женой (в 2010 году British Journal of Photography выбрал «Воронов» лучшей фотокнигой за последние 25 лет).
, в 1948—1952 гг. обучавшийся в чикагском « » (англ.) уС 1960-х в ещё более радикальном по сравнению с американцами — Уильям Кляйн , Роберт Франк , «Новая документальность» ( см. ) — варианте развивают уличные фотографы : знаменитый Дайдо Морияма , а также , и другие авторы выходившего в 1968—1970 журнала , выдвинувшие девиз «арэ-бурэ-боке» (あれぶれ暈け — грубо, смазано, нерезко). Их фотографии отличает высокая контрастность , зернистость , расфокусированность и смазанность , нередко съёмка без использования видоискателя и спонтанность композиции.
Нобуёси Араки с 1960-х работает на стыке эротики и порнографии , часто изображая шибари . В эти же годы эротической фотографией занимается Кисин Синояма .
Молодой театральный осветитель
во время европейских гастролей обнаружил, что «свет Японии, всегда приглушённый, не имеет ничего общего с французским, очень острым и пронизывающим» ; очарованный светом, Тахара решил посвятить себя фотографии и, оставшись в Париже, снял серию «Город» ( Ville , 1973—1976), а потом и другие ; помимо фотографии он со временем начал заниматься световыми инсталляциями.Хироси Сугимото принадлежит уже к постмодернистской эпохе; с 1970-х он снимает серию «Театры»: в начале киносеанса ставит свою крупноформатную камеру в кинозале и задаёт выдержку, равную продолжительности фильма, так что киноэкран в центре кадра оказывается засвеченным белым прямоугольником, вобравшим в себя весь фильм; с такой же выдержкой (около 2 часов) — для получения минималистского эффекта — снимает он серию «Морские пейзажи» . В 1980-х публикует две серии фотографий — «Гелиография», где с помощью длинной выдержки запечатлён путь солнца вдоль горизонта, и «Горизонт» с морскими пейзажами. В 1990-е эксперименты с длительной экспозицией продолжат западные фотографы ( см. ). Апроприатор Ясумаса Моримура , подобно Синди Шерман в США, с 1980-х годов снимает себя, воссоздавая в фотографиях известные в истории искусства автопортреты. , начинавшая в середине 1970-х в стилистике «арэ-бурэ-боке» , с начала 1990-х меняет стиль, сосредоточивая внимание на фрагментах человеческого тела и принадлежавшей людям одежде и личных вещах — «второй коже» человека . Сохеи Нисино (西野壮平, Sohei Nishino ) с 2003 года работает над серией «Карта- диорама » , составляя из тысяч разрозненных снимков общий вид города с высоты птичьего полёта .
Не связанная с эстетикой постмодернизма хайку фотографиях.
с 1990-х поэтизирует повседневность в залитых светом, подобныхВ 1930-е годы развивается японская фотожурналистика. Выходят иллюстрированные журналы: . Хотя Кимура, как и другие документалисты, занимался в основном чёрно-белой фотографией, в 1974-м был опубликован его «Париж» — собрание цветных снимков французской столицы, один из ранних примеров цветной фотографии. Среди работ Домона широко известны снимки послевоенного времени, запечатлевшие выживших после бомбардировки Хиросимы, бедность; в 1963—1975 гг. он работал над серией « Koji junrei », фотографируя буддийские храмы и реликвии. Третий крупнейший японский документалист — Хироси Хамая , он работал с середины 1930-х до конца века и стал первым фотографом из Азии, присоединившимся к агентству « Магнум » (1960).
(1923—2000) и другие. Значительную роль играет творческая и организаторская деятельность . В созданной Натори группе Nippon Kōbō («Японская мастерская») начинали в 1930-е годы свою карьеру два крупнейших документалиста 1930-х — 1970-х годов — и