Непосредственная фотография
- 1 year ago
- 0
- 0
Фотография появилась в России в 1839 году и развивалась как технология и фотоискусство .
Началом российской фотографии можно считать момент, когда в 1839 году И. Х. Гамель , член российской Академии наук, отправился в Великобританию для изучения калотипии . Познакомившись в апреле с В. Тальботом и его методом, Гамель отправляется во Францию, где знакомится с Дагером , основоположником другого способа получения фотографии, и даже делает несколько снимков под его руководством. Образцы снимков, описание методов Тальбота и Дагера и закупленную аппаратуру Гамель отправлял в Петербург, где по поручению Академии наук Ю. Ф. Фрицше одним из первых в России освоил технику получения фотографического изображения. Сделав несколько снимков листьев растений, уже 23 мая 1839 года он выступил на заседании Петербургской Академии наук со своим отчётом «о гелиографических опытах», в котором был дан исчерпывающий анализ калотипии. Это была первая посвящённая фотографии исследовательская работа в России, давшая старт усовершенствованию методов получения фотоснимков. Первый известный русский дегеротип сделал Франц Осипович Теремин 8 октября 1839 года , о чём вскоре появилась заметка в журнале « Сын отечества »:
Октября 8-го, в Петербурге, г-н Теремин, подполковник путей сообщения, произвел удачный опыт, снятием через дагеротип, в продолжение 25-ти минут, Исаакиевского собора, и тем доказал, что и под 60° широты, осенью, дагеротип не теряет своего действия.
Постепенно интерес к фотографии от научного перешёл в практическую плоскость, и в России начали открываться фотоателье. Уже в июне 1840 года московский изобретатель Алексей Греков открывает «художественный кабинет» для портретной фотографии. Постепенно он в совершенстве овладел двумя главными техниками получения фотографического изображения, существовавшими в середине XIX столетия — калотипией и дагеротипией .
В 1849 году в Санкт-Петербурге Сергей Левицкий открывает «Дагеротипное заведение», позднее переименованное в «Светопись Левицкого». Снимки Кисловодска и Пятигорска, сделанные Левицким во время поездки на Кавказ, были награждены золотой медалью на выставке в Париже. В 1845 году в Риме Левицкий сделал единственную существующую фотографию Гоголя , а в 1867 году представил свою серию портретных фотоснимков выдающихся русских художников, писателей и общественных деятелей. Именно он превратил фотографию в художественное творчество, заложил первые основы модельной фотосъёмки и стал использовать различные вспомогательные предметы и эффекты, такие как разнообразные фоны и общий интерьер. Левицкий также первым в России стал ретушировать получаемые негативы и устранять недостатки. В своем ателье он также проводил опыты по использованию в фотографии электрического освещения.
Наряду с Сергеем Левицким в Петербурге работал Андрей Деньер , который открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера» в 1851 году. Он получил известность, так же как и Левицкий, благодаря своим портретным фотоснимкам известных деятелей, позднее создал первый в Российской империи фотоальбом.
Институционализация . 1880-е годы в стране появился первый журнал, посвящённый вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала члену Русского технического общества Павлу Ольхину . Журнал получил название «Фотографический вестник» и рассказывал о методах съёмки, обработки фотоматериалов, о теории и практики в съёмки и другое. Примерно в то же время в России формируется жанр публицистического фоторепортажа, основоположником которого стал Максим Дмитриев . Он создал серию фотоснимков «Волжская коллекция» с уникальными изображениями реки Волги, от её истоков до устья. Также он стал автором портретных снимков таких выдающихся российских деятелей, как Ф. И. Шаляпин и А. М. Горький .
В 1894 году в Москве было основано Русское фотографическое общество . В 1896 году прошёл первый съезд русских фотографов.
Фотография документальная и художественная . В фотографии можно условно выделить документально-репортажное и художественное направления. Выдающимся представителем репортажного направления в дореволюционной фотографии был Карл Булла — «отец российского фоторепортажа». Своё первое фотоателье он открывает в Петербурге 1875 году, а с середины 1890-х переходит от павильонной фотосъёмки к фоторепортажу, снимая всё от уличных сцен до официальных торжеств с участием императорских особ, открывает типографию для печати открыток со своими снимками, публикует их в газетах и журналах.
Наиболее заметным направлением в художественной фотографии дореволюционной России был пикториализм . Первые русские фотографы-пикториалисты — работавшие с 1870-х Андрей Карелин и Алексей Мазурин , среди крупнейших представителей более молодого поколения — Николай Андреев , Юрий Ерёмин , Сергей Лобовиков , , Василий Улитин , Мирон Шерлинг . Влиятельным течением пикториализм сделался в России на рубеже XIX — XX веков, то есть несколько позднее, чем в странах Запада, но и оставался таковым дольше — до самого конца 1920-х, когда были свёрнуты все художественные движения в стране, кроме соцреализма.
Научная фотография . Искусство фотографии привлекает внимание русских исследователей и учёных. Так, К. А. Тимирязев в своё время великолепно овладел техникой фотографии и в 1895 году был удостоен серебряной медали на Московской фотографической выставке за свои фотоработы, посвящённые растениям и природе.
Прикладная фотография . В конце 80-х годов XIX столетия в России фотоаппарат стал использоваться для осуществления аэросъёмки . Поручик императорской армии, изобретатель и пилот-аэронавт А. Кованько сумел сфотографировать земную поверхность в районе Санкт-Петербурга с высоты около 800 метров.
Развитие технологий . Совершенствованием технической стороны фотографии постоянно занималось множество российских учёных и исследователей. Так, в 1878 году в фотоателье А. Деньера был испытан короткофокусный фотообъектив Ивана Болдырева , который позволял передавать не только линейную, но и воздушную перспективу при осуществлении портретной групповой съёмки. Из-за отказа чиновников это изобретение так и не попало на международную выставку в Париже, но в 1889 году всё тот же Болдырев представил точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества был признан лучшим среди всех имевшихся в продаже в то время. В 1885 году офицер российской армии И. Филипенко представил фотоаппарат и своё новое устройство, состоящее из фотокамеры и походной лаборатории, приспособленной для обработки негативов на свету (Походный фотографический прибор), которые были столь компактными, что умещались в небольшом чемоданчике. В этом же году Департамент торговли и мануфактур выдал изобретателю патент за № 6959 от 16 августа, и в журнале «Фотограф-любитель» было помещено подробное описание этого аппарата. А в 1894 году появился фотоаппарат Н. Яновского, с помощью которого можно было снять серию моментальных фотографий для отображения движущегося объекта. Затвор был описан в журнале «Фотограф-любитель» № 4 за 1896 год. По такому же образцу был построен затвор фотографа Ашихина, предназначенный для мгновенных снимков. Заседание V отдела РТО, состоявшееся 7 октября 1883 года, одобрило новое изобретение.
Цветная фотография . В начале XX века Сергей Михайлович Прокудин-Горский начинает создавать цветные фотографии в своих поездках по России. На его снимках запечатлены Русский Север , Кавказ , Крым , Украина , Туркестан . Его работы получили международное признание.
Послереволюционные 1920-е годы в фотографии, как и в других областях культуры, становятся временем новаторства и творческих экспериментов. Это эпоха расцвета отечественной фотографии и наибольшего её влияния на мировой художественный процесс. В то же время нельзя забывать, что после Октябрьской революции фотография в СССР стала мощнейшим средством коммунистической пропаганды советского образа жизни и воспитания.
Характерные для этого времени работы представителя конструктивизма Александра Родченко отличаются геометричностью, необычными ракурсами, крупными планами. Среди других крупнейших фотографов этого времени — Борис Игнатович , Аркадий Шайхет , а также Абрам Штеренберг , Борис Кудояров , Дмитрий Дебабов , Елеазар Лангман . Пионером предметной съёмки и рекламной фотографии становится .
В то же время сохраняют влияние пикториалисты: Н. Андреев, Ю. Ерёмин, А. Гринберг и другие участвуют в выставках в СССР и за границей, где пользуются большим успехом. В пикториалистской эстетике выдержан крупный фотопроект по изучению пластики человеческого тела «Искусство движения» (состоялось четыре выставки: в 1925, 1926, 1927 и 1928 годах). В 1928 году проходит масштабная «Выставка советской фотографии за 10 лет», в которой участвуют как молодые советские фотографы, так и представители «старой школы».
С конца 1920-х стали серийно выпускаться отечественные фотоаппараты , способные предоставить достаточно высокое качество съёмки.
Катастрофа, постигшая отечественную культуру на переломе 1920-х — 1930-х годов, не могла обойти и фотографию. Настало время изоляции от художественной жизни других стран. Сложившиеся объединения и течения в фотоискусстве прекращают существование. В 1932 году, после выхода Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», распускается группа « Октябрь », в которую входили Родченко, Игнатович и другие крупнейшие фотографы 1920-х. Авангардные поиски оказываются под запретом, фотография становится инструментом пропаганды, ограниченным канонами соцреализма .
На первое место с начала 1930-х годов выходит фоторепортаж . Широко публикуются снимки масштабных строек и промышленных предприятий, советских руководителей, рабочих на заводах и т. д. Развиваются различные формы повествовательного сочетания фотографий: фотомонтаж (плакаты и книжно-журнальные иллюстрации на основе фотографий создавали Александр Родченко , Эль Лисицкий и Густав Клуцис ) , фотосерия и фотокнига .
В 1937 году состоялась «Первая всесоюзная выставка фотоискусства».
Начало Великой Отечественной войны позволило фотографам отойти от пропаганды советского образа жизни и успехов социалистического строительства: началось активное развитие документальной фотографии.
С наступлением хрущёвской « оттепели » по всей стране открываются фотоклубы, разворачивается любительское движение. В Ленинграде ещё в 1953 году открывается первый в СССР фотоклуб Выбогского ДК, в конце 1970-х — фотоклуб «Зеркало» ; с 1970-х работают мастер уличной съёмки и натюрморта Борис Смелов , абстракционист Валентин Самарин , Леонид Богданов, Николай Матрёнин, Александр Китаев , Владимир Антощенков , в жанре «ню» — Геннадий Приходько, фотолетописец русского рока Андрей (Вилли) Усов , портреты деятелей культуры и знаменитостей создаёт Валерий Плотников . В Москве с конца 1950-х снимает Анатолий Болдин , работают другие участники фотоклуба «Новатор» ; эстетику цветной документальной фотографии с 1970-х развивает Георгий Пинхасов . Выходцы из украинских Черновцов Вячеслав Тарновецкий , Борис Савельев , вместе с москвичом Александром Слюсаревым образовали «Группу Четырёх», их работы чаще всего представляют собой внесюжетные квадратные композиции. Действуют горьковский фотоклуб «Волга» (Ю. Шпагин, С. Яворский, Р. Пенов), «Ракурс» и «Таир» в Чебоксарах и Йошкар-Оле ( С. Чиликов , М. Ладейщиков , ), Запорожский фотоклуб (В. Филонов), фотоклубы «Мурманск», «Магадан» (В. Шумков, С. Бурасовский, О. Паршин), «Пермь» (В. Чувызгалов, В. Бороздин), «Тасма» в Казани ( Л. Кузнецова , Ф. Губаев , В. Зотов), «Трива» в Новокузнецке (В. Соколаев, В. Воробьёв, А. Трофимов).
Традицию русского пикториализма продолжают члены фотоклуба «Новатор» и Георгий Колосов .
Крупнейшими мастерами из сферы официальной фотожурналистики были Владимир Лагранж и мастер спортивной фотографии Лев Бородулин .
В 1980-е заметным течением в неофициальной советской фотографии становится концептуализм . Фотография различным образом сочетается с текстами в работах Владимира Куприянова («Памяти Пушкина», 1984; «Не отвержи мене от лица твоего…», 1990), участников московской группы « Непосредственная фотография » Бориса Михайлова , Ильи Пиганова , Игоря Мухина и других. Ещё один участник этой группы Сергей Леонтьев снимает программную серию «Опыты жесткой фотографии» (1988) .
С началом перестройки начинает широко публиковаться андерграундная фотография, стирается граница между нею и официальной фотожурналистикой , которая со своей стороны обращается к прежде запретным темам .
Различные жанры и направления фотографии развиваются в Петербурге. С середины 1980-х работает некрореалист Евгений Юфит . Евгений Мохорев, моделями которого часто становятся полуобнажённые подростки, снимает с конца 1980-х. Алексей Титаренко , работающий с конца 1970-х, в сериях «Город теней» (1991—1994) и «Черно-белая магия Санкт-Петербурга» (1995—1997) приходит к стилистике, сочетающей уличную съёмку с такими художественными приёмами, как длинная выдержка и движение камеры.
С конца 1980-х Андрей Чежин создаёт в многочисленных сериях «пространство постмодернизма », как назвал он одну из своих книг: он не только широко использует классическую мультиэкспозицию , но и снимает аллюзии на классические живописные и фото-произведения (цикл «Кнопка и модернизм»), трансформирует любительские негативы при печати. Его ровесник Николай Кулебякин , будучи, напротив, приверженцем так называемой «чистой фотографии», проделывает все манипуляции до нажатия на кнопку: это и тщательное выстраивание натюрмортов («Медленная серия»), и дополнительный свет (серия «Часовни»), и проекция собственных или заимствованных изображений на фотографируемый объект («Портреты», «Пейзажи Ли Бо», «Краткая история искусств»), и мультиэкспозиция («Окна», где в каждом снимке совмещены светлое и тёмное время суток).
Распространённой стратегией постмодернистской фотографии становится апроприация . Борис Михайлов ещё в 1970-е в серии «Лурики» вручную раскрашивал найденные любительские снимки, придавая им новый смысл. Примером чистой апроприации становятся «Чужие фотографии» (1987) Алексея Шульгина . Часто использует найденные любительские негативы Андрей Чежин.
Владислав Ефимов с 1990-х создаёт и фотографирует своеобразные художественные объекты. Работающий с 1989 года Вадим Гущин в 2010-е снимает минималистичные натюрморты, воссоздающие в цветной фотографии супрематизм .
Фотографию нередко используют в своих работах представители современного искусства . Так, основанные на фотографии произведения создают с 1980-х Илья Пиганов , Михаил Ладейщиков , художественная группа АЕС+Ф и другие.
Репортажной фотографией занимается с 2000-х фотожурналист Сергей Максимишин .