Плюсса (рабочий посёлок)
- 1 year ago
- 0
- 0
Рабочий отрезок , рабочее расстояние объектива или камеры равны расстоянию от опорной торцевой поверхности оправы объектива до его главной фокальной плоскости (плоскости фотоматериала или фотоматрицы ) . Рабочий отрезок камеры и присоединяемого к ней объектива должны быть равны, в противном случае нормальная фокусировка во всём диапазоне расстояний невозможна .
Рабочий отрезок объектива должен быть равен рабочему расстоянию камеры, для которой предназначен данный объектив. Относится к важнейшим конструктивным механическим характеристикам объектива (точнее, системы крепления объектива фотокамеры). Рабочий отрезок зависит от типа камеры, так у однообъективных зеркальных фотоаппаратов он больше чем у дальномерных и беззеркальных . Рабочий отрезок связан с понятием задний отрезок , так, объективы с малым задним отрезком не могут нормально использоваться на зеркальных камерах с большим рабочим отрезком.
Сравнительная таблица наиболее распространённых креплений фотообъективов | |||||
---|---|---|---|---|---|
Название | , мм | Диаметр , мм | Размер кадра | Тип | Годы производства |
Mamiya RB | 112,0 | ? | 6×7 см | байонет с замком на объективе | ? |
Mamiya RZ | 105,0 | ? | 6×7 см | байонет с замком на объективе | ? |
Rolleiflex SL66 | 102,8 | ? | 6×6 см | байонет | 1966—1992 |
Bronica | 101,7 | 57 | 6×6 см | байонет с многозаходной резьбой | ? |
Pentax 67 | 84,95 | ? | 6×7 см | наружный и внутренний байонет | ? |
Bronica GS1 | ? | ? | 6×7 см | байонет | 1983—2002 |
Байонет В | 82,1 | 60 | 6×6 см | байонет с трёхзаходной резьбой | С 1957 года |
Kowa Six / Super 66 | 79 | ? | 6×6 см | накидное кольцо | 1968—1974 |
Hasselblad 500/2000 | 74,9 | ? | 6×6 см | байонет | — |
Байонет Б | 74,0 | 60 | 6×6 см | байонет с накидным кольцом | С 1957 года |
Rolleiflex SLX | 74 | 75 | 6×6 см | четырёхлепестковый байонет | С 1976 года |
Pentax 645 | 70,87 | ? | 6×4,5 см | байонет | — |
Mamiya 645 | 63,3 | ? | 6×4,5 см | байонет | С 1975 года |
Leica Visoflex | 62,5 | ? | 24×36 мм | байонет | 1935—1984 |
Hasselblad H | 61,63 | ? | 6×4,5 см | байонет | ? |
Leica S | ? | ? | 54×45 мм | байонет | С 2008 года |
T2-mount («М42×0,75») | 55 | 42 | 24×36 мм | резьба | С 1962 года — современный вид T-mount |
Topcon UV | 55 | ? | 24×36 мм | байонет | c 1964 года |
T-mount («М37×0,75») | 50,2 | 37 | 24×36 мм | резьба | 1957-1962 |
Praktina | 50 | ? | 24×36 мм | накидное кольцо | c 1952 года |
Icarex | 48 | ? | 24×36 мм | накидное кольцо | 1966—1971 |
Байонет Contax N | 48 | ? | 24×36 мм | байонет | с 2001 |
Байонет Ц ( Зенит-4 ) | 47,58 | 47 | 24×36 мм | Вариант байонета DKL | 1964—1968 |
Байонет Leica R | 47,0 | ? | 24×36 мм | байонет | С 1964 года |
Байонет Nikon F | 46,5 | 44 | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | С 1959 года |
Olympus OM | 46 | ? | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет с замком на объективе | 1972—2002 |
Contarex | 46 | ? | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | 1958—1966 |
Rolleiflex SL35 | 45,6 | ? | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | ? |
Байонет Contax-Yashica | 45,5 | 48 | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | 1975—? |
Байонет K | 45,5 | 48,5 | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | С 1976 года |
Altix | 45,5 наружный; 42,5 внутренний | ? | 24×36 мм | накидное кольцо | 1939—1959 |
Mamiya E/EF (ZE/CS) | 45,5 | 49 | 24×36 мм | байонет | С 1980 года |
Pentina | 45,5 | ? | 24×36 мм | накидное кольцо | С 1960 года |
M42×1 | 45,5 | 42 | 24×36 мм | резьба | С 1948 года |
M37×1 | 45,46 | 37 | 24×36 мм | резьба | c 1939 |
Зенит | 45,2 | 39 | 24×36 мм | резьба | 1953—1967 |
Exakta | 44,7 | 38 | 24×36 мм | Трёхлепестковый байонет | — |
Байонет DKL | 44,7 | 47 | 24×36 мм | Включает центральный затвор и привод регулировки диафрагмы | С 1957 года |
Байонет А (Minolta A / Sony α) | 44,50 | 49.7 | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | С 1986 года |
Rolleiflex SL35 | 44,46 | — | 24×36 мм | байонет | 1970—1998 |
Praktica B | 44,40 | 48,5 | 24×36 мм | байонет | С 1980 года |
M40×1 | 44 | 40 | 24×36 мм | резьба | 1938—1947 |
Canon EF | 44 | 54 | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | С 1987 года |
Canon EF-S | 44 | 54 | 22,2×14,8 мм | трёхлепестковый байонет | С 2004 года |
Байонет Sigma SA | 44 | 44 | 24×36 мм | байонет | С 1992 года |
Байонет Киев-Автомат | 44,0 | 41 | 24×36 мм | байонет | 1965—1985 |
Minolta SR/MC/MD | 43,50 | ? | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | 1958—2001 |
Fujica X | 43,5 | ? | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | ? |
Petriflex | 43,5 | ? | 24×36 мм | накидное кольцо | С 1963 года |
43,4 | ? | 24×36 мм | байонет | 1947—1958 | |
42,05 | 41,2 | 24×36 мм | резьба | С 1947 года | |
Байонет Д | 42,0 | 40,5 | 24×36 мм | накидное кольцо | С 1965 года |
Canon R | 41,9 | 48 | 24×36 мм | накидное кольцо | 1959—1964 |
Canon FL | 41,9 | 48 | 24×36 мм | накидное кольцо | 1964—1971 |
Canon FD | 41,9 | 48 | 24×36 мм | накидное кольцо | 1971—1990 |
Canon FDn | 41,9 | 48 | 24×36 мм | байонет | 1978—1990 |
Байонет Miranda | 41,5 | 44 | 24×36 мм | четырёхлепестковый байонет с резьбой 44×1 | 1954-1974 |
Konica F | 40,5 | 40 | 24×36 мм | байонет | 1960—1963 |
40,5 | ? | 24×36 мм | байонет | 1965—1988 | |
Стандарт 4:3 | 38,67 | 50 | 17,3×13 мм | байонет | С 2003 года |
Alpa | 37,8 | 48 | 24×36 мм | байонет | — |
Hasselblad XPan | 34,27 | ? | 24×65 мм | байонет | c 1998 года |
Байонет Contax-Киев RF | 34,85 наружный ; 31,85 внутренний | 49 наружный; 36 внутренний | 24×36 мм | наружный и внутренний байонет | 1932—1985 |
Байонет Contax G | 28,95 | ? | 24×36 мм | байонет | 1994—2005 |
Olympus Pen F | 28,95 | ? | 24×18 мм | байонет |
С 1963 года
}} |
M39×1/28,8 | 28,8 | 39 | 24×36 мм | резьба | 1932—1995 |
Нарцисс | 28,8 | 24 | 14×21 мм | резьба | 1961—1965 |
Байонет Leica M | 27,8 | ? | 24×36 мм | четырёхлепестковый байонет | С 1954 года |
M39×1/27,5 | 27,5 | 39 | 18×24 мм | резьба | 1967—1974 |
Байонет 110 | 27 | ? | 17×13 мм | байонет | С 1978 года |
26,7 | ? | 32,9×43,8 мм | байонет | С 2017 года | |
Samsung NX | 25,5 | 42 | 23,4×15,6 мм | байонет | С 2010 года |
Canon RF | 20 | 54 | 24×36 мм | байонет | С 2018 года |
Байонет L | 20 | 51,6 | 24×36 мм | байонет | С 2014 года |
Микро 4:3 (Micro Four Thirds) | 19,25 | 44 | 17,3×13 мм | байонет | С 2008 года |
Canon EF-M | 18 | 47 | 22,3×14,9 мм | байонет | С 2012 года |
Байонет E (Sony NEX) | 18 | 46,1 | 24×36 мм | байонет | С 2010 года |
Fujifim X | 17,7 | 40,6 | 23,6×15,6 мм | байонет | С 2012 года |
Nikon 1 | 17 | ? | 13,2×8,8 мм | байонет | 2011—2018 |
Байонет Nikon Z | 16 | 55 | 24×36 мм | четырёхлепестковый байонет | С 2018 года |
9,2 | ? | 6,17×4,55 мм; 7,44×5,58 мм ( ) | байонет | С 2011 и 2013 года | |
Samsung NX-M | 7,3 | ? | 13,2×8,8 мм | байонет | ? |
Сравнительная таблица наиболее распространённых креплений киносъёмочных и ТВ-объективов | |||
---|---|---|---|
Название | , мм | Конструкция | Производство |
Aaton Universal | 40 | трёхлепестковый байонет с накидной гайкой | с 1974 года |
CA-1 (Eclair) | 48 | двухлепестковый байонет | с 1947 года |
Красногорский
байонет |
52 | двух- или четырёхлепестковый байонет | — |
Arri Standard | 52 | четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой | с 1937 года |
Байонет Arri | 52 | байонет | с 1965 года |
Arri PL | 52 | четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой | с 1982 года |
Arri Maxi PL | 73,5 | четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой | — |
BNCR ( Mitchell ) | 61,468 | четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой | с 1967 года |
ОСТ-19 ( СССР ) | 61 | четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой | — |
PV ( Panavision ) | 57,15 | четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой | с 1972 года |
Red One | 27,3 | байонет | — |
Bolex | 23,22 | байонет с накидной гайкой | — |
B4 (HDTV 2/3) | 65,03 в стекле / 48,0 в воздухе | трёхлепестковый байонет | — |
1/2 Sony | 38 | трёхлепестковый байонет | — |
1/2 General | 35,74 | трёхлепестковый байонет | — |
М32×0,5 | 31 | резьба М32×0,5 | с 1966 года |
C | 17,526 | резьба с шагом 32 витка на дюйм | с 1923 года |
CS | 12,526 | резьба с шагом 32 витка на дюйм | — |
D | 12,29 | резьба с шагом 32 витка на дюйм | с 1965 года |
S | ~5 | резьба М12×0,5 | — |
Рабочий отрезок прямо влияет на возможность установки объектива одной системы в камеру другой системы через переходник . Если рабочий отрезок объектива больше чем у камеры, то установка через переходник возможна. Если рабочий отрезок объектива меньше чем фотоаппарата, то при установке будет потеряна возможность фокусировки на бесконечность и будет сбита шкала дистанций фокусировки (так как объектив нужно переместить внутрь корпуса):
Чтобы получить представление о величине рабочего отрезка можно провести такой опыт:
На фокусировочном кольце «бесконечность» обозначается знаком . «Бесконечно большое расстояние» зависит от фокусного расстояния и диафрагмирования объектива (см. также Глубина резко изображаемого пространства и Пятно рассеяния ). Так, для сверхширокоугольных объективов «бесконечность» может наступить уже на расстоянии нескольких метров до объекта съёмки, для длиннофокусных , особенно зеркально-линзовых объективов , например « МТО-11 » с фокусным расстоянием 1 метр, бесконечно большое расстояние до объекта съёмки уже сотни метров.
В биноклях , телескопах , оптических прицелах и других системах с окуляром под рабочим отрезком понимается вынос выходного зрачка — расстояние от поверхности задней линзы до глаза.
В оптических прицелах вынос выходного зрачка достаточно велик — примерно 40 мм для российской техники и 70 мм для зарубежной. Это сделано для предупреждения травм глаза при отдаче оружия.
В биноклях, телескопах и микроскопах вынос выходного зрачка составляет порядка 5—20 мм.