Interested Article - Пресс-камера
- 2020-10-20
- 1
Пресс-камера — фотоаппарат прямого визирования , дополнительно оснащённый видоискателем , позволяющим осуществлять кадрирование и фокусировку без снятия кассеты с фотоматериалом . Этот тип фотоаппаратуры специально предназначен для фотожурналистики («пресс-фотографии»), что и отражено в названии. Понятие характерно главным образом для иностранного фотоаппаратостроения. В советской и российской классификации оно не встречается ввиду практического отсутствия собственной аппаратуры этого класса. Единственный известный пример советского производства — клапп-камера « Репортёр », выпускавшаяся в единичных экземплярах.
Историческая справка
Родоначальником пресс-камер считается «мгновенная камера», разработанная в 1888 году немецким изобретателем Оттомаром Аншютцем и запущенная в массовое производство фирмой « Goerz » 4 года спустя. В отличие от всей остальной аппаратуры тех лет, снабжавшейся в лучшем случае приставными фронтальными фотозатворами , камера Аншютца была штатно оснащена фокальным затвором , отрабатывавшим недоступные другим типам короткие выдержки вплоть до 1/1000 секунды . Это позволяло вести моментальную съёмку подвижных объектов, недоступную прежним типам фотоаппаратуры. Внедрение откидного рамочного визира сделало пресс-камеры пригодными для съёмки без штатива . В начале 1930-х годов появились « киноплёночные » фотоаппараты « Leica » и « Contax », изменившие представления о репортажной фотографии и пределах возможностей фотожурналистики .
Качество фотоэмульсий уже позволяло получать на малоформатном негативе изображение приемлемого для газетной полиграфии качества, но для журналов чёткость была недостаточной. На этом поле свои позиции сохраняли крупноформатные пресс-камеры, не утратившие возможностей и преимуществ прямого визирования на матовом стекле. В то же время, как и у «Лейки», в пресс-камерах появился телескопический видоискатель и дальномер для точной фокусировки и кадрирования без снятия кассеты. Единственный недостаток состоял в низкой оперативности перезарядки: если у «Лейки» для смены кадра было достаточно провернуть заводную головку, то пресс-камеры требовали замены кассеты. Со временем вместо одиночных и сдвоенных кассет появился «фильмпак» на 8 или 10 снимков с быстрой сменой кадра. За несколько десятилетий совершенствования пресс-камеры внесли большой вклад в развитие понятия «системности» фотоаппаратуры .
К середине 1960-х годов пресс-камеры потеряли свою популярность, уступив место зеркальным фотоаппаратам : среднеформатным Rolleiflex и малоформатным Nikon F . В связи с ростом качества и разрешающей способности фотоматериалов бильдредакторы глянцевых журналов в итоге признали допустимым использование и 35-мм плёнки. Фотоаппараты небольших форматов позволили использовать светосильную оптику, а компактность и лёгкость малоформатной аппаратуры облегчили её транспортировку в условиях командировок и экспедиций. Запас носимого фотоматериала резко увеличился: теперь тот же объём занимали несколько сот кадров вместо 10—20 двойных крупноформатных кассет.
Особенности
Пресс-камеры отличались от других фотоаппаратов прямого визирования наличием дополнительной визирно-дальномерной системы, дающей возможность фокусировки и кадрирования при помощи телескопического видоискателя, сопряжённого с дальномером . Это повышало оперативность съёмки, позволяя фотографировать без штатива при заранее установленной кассете. В то же время, возможность прямого визирования по матовому стеклу делала пресс-камеры универсальными и пригодными для большинства задач, в том числе обычной павильонной съёмки, технической фотографии и репродукции. Для последней фотоаппараты оснащались фокусировочным мехом с «двойным растяжением», позволяющим вести макросъёмку в масштабе 1:1. Кроме того, такой мех позволял использовать не только широкоугольные и нормальные , но и длиннофокусные сменные объективы.
Характерной особенностью большинства пресс-камер было наличие двух затворов : центрального и фокального . Нужный включался по выбору фотографа, а второй при этом переводился в нерабочий режим, оставаясь постоянно открытым. Фокальный затвор расширял возможности использования сменных объективов, в том числе особо светосильных , малопригодных для установки центрального затвора. В то же время, становились доступными выдержки короче 1/500 секунды, нереализуемые в центральных затворах . При съёмке со вспышкой были выгоднее центральные затворы, обеспечивающие неограниченный диапазон синхронизации. Типичные примеры пресс-камер с двумя затворами — линейка «Speed Graphic» американских фотоаппаратов Graflex и модель «Zweiverschluss» («два затвора») немецкой фирмы Ihagee . С появлением в начале 1930-х годов одноразовых фотовспышек традиционным дополнением пресс-камеры стал «флэшган» с большим круглым отражателем. В игровом кинематографе пресс-камера с «флэшганом» традиционно выступает символом фотожурналистики 1940-х — 1950-х годов .
Наиболее распространённым размером кадра американских пресс-камер был формат 4×5 дюймов . До Второй мировой войны был популярным формат 5×7 дюймов , устаревший в начале 1940-х годов. В это же время европейские производители Goerz и Van Neck выпускали пресс-камеры с кадром 9×12 сантиметров, незначительно уменьшенным по сравнению с «американским» форматом 4×5. В качестве фотоматериала использовались преимущественно фотопластинки или листовая плёнка этого формата. После войны на рынке стали доминировать пластиночные пресс-камеры формата 6×8 и 8,5×11 сантиметров и, в большей степени, рассчитанные на рольфильм с кадром от 6×6 до 6×12 сантиметров. С распространением моментальной фотографии для большинства пресс-камер был налажен выпуск задников для листовых или роликовых фотокомплектов одноступенного процесса Polaroid .
По сравнению с « дорожными » фотоаппаратами с размером кадра 8×10 дюймов и более пресс-камеры имели более мелкий формат и ограниченное число подвижек . В то же время даже среднеформатные пресс-камеры превосходят по функциональности аналогичные зеркальные фотоаппараты за счёт доступной коррекции перспективы . Пресс-камеры более крупного формата дают изображение очень высокого качества с практически незаметным зерном и богатыми полутонами. В настоящее время пресс-камеры продолжают использоваться энтузиастами стрит-фотографии и моментальной съёмки , а также фотохудожниками, как более дешёвая альтернатива павильонных и портативных крупноформатных фотоаппаратов .
Ключевые производители
-
Linhof
- Super Technika
- Technika Press
- Press 70
-
Graflex
- Speed Graphic — классическая американская пресс камера
- Crown Graphic
- Super Graphic
-
Omega
- Koni Omega
- Rapid Omega
-
Mamiya
- Mamiya Press
- Mamiya Universal
-
Topcon
- Topcon Horseman
- Busch Pressman
- Meridan
- Toyo Super Graphic (4×5)
- Van Neck — копия Goertz press camera
- Thornton Pickard — производилась в Великобритании до Второй мировой войны
- MPP MicroPress — производилась в Великобритании в 1950-х годах
См. также
Примечания
- , с. 53.
- , с. 10.
- ↑ (англ.) . Graflex . Дата обращения: 19 декабря 2015. 3 января 2016 года.
- , с. 40.
- Владимир Зверев. . Авторские статьи . Digital Camera (31 июля 2012). Дата обращения: 11 декабря 2015. 21 декабря 2015 года.
- KERRI MACDONALD. (англ.) . Photography, Video and Visual Journalism . Lens (5 января 2010). Дата обращения: 26 апреля 2014.
- (англ.) . The New York Times . Дата обращения: 26 апреля 2014. 4 сентября 2014 года.
Литература
- Игорь Вязаничев. Самая универсальная из «средних» № 6 (102) . — С. 10—14 . // «Фотокурьер» : журнал. — 2005. —
- М. Томилин. Советское фото » : журнал. — 1977. — № 3 . — С. 39—41 . — ISSN . 10 декабря 2015 года. // «
- Андрей Шеклеин. Оттомар Анщютц, или у колыбели шторного затвора № 10 . — С. 50—54 . — ISSN . // «Фотомагазин» : журнал. — 2002. —
Ссылки
- от 14 мая 2009 на Wayback Machine
- 2020-10-20
- 1