Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Эмиль Поль Крас ( фр. Jean Émile Paul Cras ; 22 мая 1879 , Брест (Франция) — 14 февраля 1932 , Брест (Франция) ) — французский композитор и военный моряк, контр-адмирал .
Сын военно-морского медика, в 17 лет поступил в Морскую школу в Бресте, окончив её в 1898 г. четвёртым в выпуске (из 70 выпускников). Плавал на различных судов у берегов Америки и Африки, затем на протяжении двух лет преподавал в Морской школе корабельные устройства , внёс ряд инженерных усовершенствований в некоторые из них — в частности, сконструировал «линейку Краса» ( фр. règle Cras ) — двойной транспортир для удобства прокладки маршрута на навигационной карте, названный его именем. С началом Первой мировой войны занял должность адъютанта командующего средиземноморскими силами флота Франции адмирала , с 1916 г. командовал миноносцем «Капитан Бори», действовавшим в Адриатическом море . Позднее занимал различные должности в Генеральном штабе, а с 1931 г. в чине контр-адмирала занимал пост начальника Брестского порта.
Начав сочинять музыку самоучкой, Крас к двадцати годам уже был автором мессы, мотета, камерных сочинений. На его дальнейшую творческую судьбу оказала решающее влияние встреча с композитором , ставшим его наставником и близким другом (Дюпарк называл Краса «сыном своей души», фр. fils de son âme ). Первым изданным сочинением Краса стала в 1900 году соната для виолончели и фортепиано «Плоть» ( фр. La Chair ) — третья часть триптиха, в который входили также сонаты для скрипки и фортепиано «Дух» и для альта и фортепиано «Душа».
Центральное место в творческом наследии Краса занимают камерные сочинения — прежде всего, струнное трио ( 1927 ), — и фортепианные пьесы, в том числе «Пять интимных поэм» ( фр. Cinq poèmes intimes ; 1902 — 1911 ) и «Четыре танца» ( 1917 ) — оба фортепианных цикла записаны Жаном Дюбе . Определённой известностью пользуется единственная опера Краса, «Полифем» ( 1922 , по одноимённой стихотворной драме Альбера Самена на античный сюжет), поставленная в Опера комик (дирижировал премьерой Альбер Вольф ). Среди немногочисленных оркестровых сочинений Краса выделяются симфоническая сюита «Бортовой журнал» ( фр. Journal de bord ; 1927 ), исполненная впервые в 1928 г. под управлением Рене-Батона , и концерт для фортепиано с оркестром ( 1931 ), впервые прозвучавший в исполнении дочери композитора, пианистки Колетт Крас .