Медики Шотландии
- 1 year ago
- 0
- 0
Кланы — шотландские родовые общины с внутренним патриархальным устройством, основанные на клиентско-патронских отношениях и фикции наличия общего предка. Кланы имеют официальную структуру, признанную , который регулирует шотландскую геральдику и гербы . Отличительным признаком принадлежности к тому или иному клану у шотландцев является (ныне килт ) с характерным для каждого клана рисунком (т. н. тартаном ). Исторически образцы тартана ассоциировались с районами Низменности и Высокогорья, ткачи которых, как правило, производили рисунки из ткани, предпочитаемой в этих районах. Слово клан (англ. clan , гаэльск. clann ) гаэльского происхождения и переводится как «отпрыски». Клановая система была разрушена в конце XVIII и в начале XIX века в результате « очистки имений » шотландских лордов от населения.
Исторически каждый шотландский клан был родовой общиной — большой группой людей, имевших гипотетического общего предка и объединённых под началом лидера или старшего в роду — вождя. Шотландская традиционная клановая система XIV—XVIII веков представляла собой своеобразную связь патриархально-родового и феодального укладов жизни, причём оба строя были неразрывно связаны и служили взаимной основой и опорой друг другу.
Основная часть шотландского клана состояла из лиц, связанных друг с другом кровным родством по линии отца. К числу родичей относились усыновлённые и признанные отцами незаконнорождённые дети, а также септы — допущенные в клан члены другого клана (зачастую родственного). Официального списка септ кланов не существует, и решение о том, какие септы есть у клана, остается за самим кланом .
К этой же части клана причислялись люди, принятые в него за какие-либо услуги. Кроме непосредственно родственников, в клан входили сторонние лица, проживающие на территории клана: пленные, вассалы, иностранцы.
Принадлежность к клану проходит через фамилию . Дети, которые берут фамилию своего отца, являются частью клана их отца, а не матери. Тем не менее, было несколько случаев, когда потомок по материнской линии изменял свою фамилию, чтобы претендовать на главенство клана, например покойный начальник клана Маклауд , который родился Джоном Олбридж-Гордоном и сменил свою фамилию на девичью фамилию его бабушки по материнской линии, чтобы претендовать на пост главы клана Маклаудов .
Главой клана считался . Следующими по значимости являлись ближайшие родственники и наследники вождя. После них согласно иерархии чтились вожди ответвлений клана. Посредником между семейством вождя и рядовыми членами клана служили старейшины, или , принадлежавшие, как правило, к младшей линии того рода, к которому принадлежал вождь клана.
Подобным образом были устроены также ирландские кланы и септы. Клановое устройство сильнее укоренилось в изолированных, труднодоступных горных областях Шотландии , чем в равнинной части страны .
Многие кланы часто претендовали на мифологических основателей, которые укрепляли их статус и давали романтическое и прославленное представление об их происхождении . Самые могущественные кланы основали свое происхождение на основе ирландской мифологии . Например, были утверждения, что клан Макдональд происходил от Конна, короля Ольстера второго века, или от Кухулина , легендарного героя Ольстера . Кланы Маккиннон и Макгрегор требовали родословной Алпина, отца Кеннета Макалпина, который объединил шотландское королевство в 843 году . Истоки возникновения клановой системы надо искать в XIII веке, когда начало разрушаться предшествовавшее ей устройство. В это время племенные области Шотландии (Файф, Атолл, Росс, Морей, Бьюкен, Мар, Ангус, Стратерн, Леннокс, Гэллоуэй, Ментейт) постепенно начали терять своих вождей ( мормэров ) — местных графов и князей, чьи титулы и власть либо упразднялись, либо переходили по наследству и концентрировались в руках новой, преимущественно нормандской аристократии, среди которой больше всех преуспели чиновники шотландского двора и будущие короли Стюарты .
Как результат местное население, утратившее своих старых могущественных покровителей, выходцев из тех же земель и действительно в какой-то мере родственных себе, стало объединяться вокруг новых — лэрдов и баронов, зачастую людей чужих и пришлых, но имевших теперь законное феодальное право на землю. В то же время обновленная разнообразная элита, потомки гэлов , пиктов , норвежцев, ирландцев, норманнов, фламандцев, англосаксов и даже венгров , со своей стороны стремилась помимо юридических прав, гарантированных королевской властью, получить и «родовые»: стать «своими» на местах и заручиться поддержкой подвластных и подчиненных им людей.
Средневековый клан представлял собой военизированную структуру, члены которой должны были быть готовы в любую минуту взять в руки оружие. До начала XVII века многие кланы враждовали по поводу границ и угона скота . Во время стычек нередко применялась стратегия выжженной земли, из-за чего к концу XVI века кланы острова Скай вынуждены были питаться собаками и кошками . Вражда еще более усугублялась участием шотландских кланов в войнах между ирландскими гэлями и английской тюдоровской монархией в 16 веке . Внутри этих кланов сформировалась военная каста представителей младшего дворянства, которые были чисто воинами и которые сезонно мигрировали в Ирландию, чтобы сражаться в качестве наемников . К XVIII веку кланы Кэмпбелл и Маккензи достигли господствующего положения благодаря искусному использованию в своих интересах конфликтов между другими кланами. Длительная вражда Кэмпбеллов с Макгрегорами привела к тому, что указом 1603 года король Яков объявил клан Грегор вне закона и по сути распустил его.
После гражданской войны 1640-х гг. и особенно во время реставрации Стюартов конфликты между кланами стали решаться преимущественно судебными методами. После восстановления монархии в 1660 году случаи вражды между кланами значительно уменьшились .
Последняя битва между кланами произошла в августе 1688 года, когда схлестнулись друг с другом кланы Хаттан и Камерон .
Клановая система предоставляла питательную среду для якобитских восстаний начала XVIII века ввиду удалённости горных кланов от центров администрации и их способности к быстрой мобилизации . Высадка Стюартов в Шотландии привела к расколу внутри ряда кланов. Известны случаи, когда глава клана не выезжал из замка, тогда как члены клана принимали активное участие в восстании .
После подавления восстания 1745 года герцог Камберлендский организовал депортацию целых кланов, которые поддерживали Стюартов. С точки зрения сегодняшнего дня эти действия представляли собой этнические чистки . За пределами было запрещено ношение одежды с рисунком из тартана, которая позволяла членам одного клана быстро идентифицировать друг друга .
По мере интеграции с английской аристократией вожди кланов всё больше подчёркивали свои права в качестве землевладельцев и отказывались от обязанностей в качестве патронов. В середине XVIII века началось массовое выселение шотландцев в колонии. Этот процесс подстегнули « очистки имений » ( clearing of estates ), предпринятые шотландскими лордами (вождями кланов) с целью повышения рентабельности своих поместий. Зачастую миграцию возглавляли оставшиеся не у дел старейшины клана (тексмены) в надежде воссоздать клановое устройство по другую сторону океана .
Большая часть антикланового законодательства была отменена к концу XVIII века, когда угроза якобитов уменьшилась, а закон, ограничивающий ношение килтов, был отменен в 1782 году . Вскоре начался процесс восстановления высокогорной культуры. К XIX веку тартан был в значительной степени заброшен простыми людьми региона, хотя и сохранился в горных полках британской армии, к которым бедные горцы присоединились в большом количестве до конца наполеоновских войн в 1815 году .
Международное увлечение тартаном и идеализацией романтизированного Высокогорья было положено в основу цикла Оссиана, опубликованного Джеймсом Макферсоном (1736—1796) . Макферсон утверждал, что нашел стихи, написанные древним бардом Оссианом, и опубликовал переводы, которые приобрели международную популярность . Горские аристократы основали Горские общества в Эдинбурге (1784) и других центрах, включая Лондон (1788) .
Образ романтического нагорья был далее популяризирован работами Вальтера Скотта . Его «постановка» королевского визита короля Георга IV в Шотландию в 1822 году, когда король надел тартан, привела к резкому росту спроса на килты и тартаны, которые не могли быть удовлетворены шотландской льняной промышленностью.