Пароходофрегат
- 1 year ago
- 0
- 0
Парохо́дофрегат ( англ. Steam frigate букв. «паровой фрегат») — фрегат , имевший кроме полного (или почти полного) фрегатского парусного вооружения поршневой паровой двигатель (паровую машину) и гребные колёса либо гребной винт в качестве движителя (одним из первых винтовых пароходофрегатов стал британский «Ютландия» ). Имели широкое распространение во второй трети — третьей четверти XIX века (но встречались в военно-морских флотах и позже — например в составе испанского флота деревянные винтовые пароходофрегаты, правда, классифицированные испанцами уже как крейсера , участвовали ещё в битве при Кавите 1 мая 1898 года в водах Филиппин во время испано-американской войны ).
Американец Роберт Фултон предлагал правителю Французской республики « гражданину Бонапарту » создать паровые военные корабли ещё в 1803 году. Но будущий император французов тогда иронически ответил Фултону:
— Откуда в сигарном дыму может взяться сила, способная двигать корабль? Это же смешно!
— Вокруг света. — 1991. — № 8. — С. 55.
В результате — первым пароходофрегатом стала только 16 лет спустя американская « Саванна » ( англ. Savannah ) — трёхмачтовый коммерческий фрегат- пакетбот валовой вместимостью 320 брутто-регистровых тонн , на котором дополнительно установили паровую машину в 90 лошадиных сил и гребные колёса. Под парами «Саванна» имела ход до 4 узлов при тихой погоде. В 1819 году «Саванна» с 32 пассажирами на борту пересекла Атлантический океан по маршруту Саванна — Ливерпуль за 25 дней (по другим сведениям — за 27,5 или даже за 29,5 суток; но в любом случае, по тем временам это был весьма хороший результат. Для сравнения: парусный пакетбот «Даймонд» зимой 1836/1837 гг. добирался из Ливерпуля в Нью-Йорк ровно 100 (!!) дней — в результате чего 9,5 % — 17 из 180 — его пассажиров просто умерли от истощения ), что стало мировой сенсацией. Однако паровая машина на «Саванне» в этом рейсе работала всего 85 часов из-за чрезвычайно ограниченного запаса каменного угля на борту. Остальное время корабль шёл только под парусами .
Первый военный пароходофрегат («Медея») появился в Великобритании в 1832 году (британцы предпринимали целенаправленные попытки создания боевого пароходофрегата ещё с 1822 года) . Первым же построенным в России пароходофрегатом стал « Богатырь » (спущен на воду со стапеля Санкт-Петербургского Адмиралтейства в 1836 году, вооружение — 28 пушек, мощность паровой машины — 240 л. с., строитель — подполковник Корпуса корабельных инженеров (впоследствии — генерал-майор этого Корпуса, при выходе в отставку произведён в генерал-лейтенанты ) М. Н. Гринвальд ).
Крупнокалиберная артиллерия устанавливалась на военных пароходофрегатах в оконечностях, для чего корпуса этих кораблей делались более прочными и (как неизбежное следствие) более массивными, чем как у обычных парусников , так и как у обычных пароходов , а обводы корабельного корпуса — полнее (от чего ухудшались ходовые качества ). Сделать пароходофрегаты одновременно полноценными и паровыми и парусными кораблями не удалось. Они имели недостаточную парусность , а из-за громоздкости тогдашних паровых машин на них очень часто нельзя было установить центральную мачту ( грот-мачту ) таким образом, чтобы центр тяжести занимал надлежащее положение. Колёса, вал, мотыли , верхние части котлов были расположены выше ватерлинии и поэтому подвергались во время боя воздействию вражеских снарядов. При плавании в штормовую погоду и при сильной бортовой качке колёса попеременно меняли своё углубление, из-за чего уменьшалось их полезное действие как движителей .
В 1842 году, чтобы окончательно решить, какой — колёсный или винтовой — корабельный движитель лучше, Британское Адмиралтейство построило два совершенно однотипных фрегата с одинаковыми машинами (по 200 л. с.), но один колёсный, а другой — винтовой. Фрегаты развернули кормой друг к другу, соединили буксирными тросами и одновременно дали машинам «полный вперёд». Винтовой пароходофрегат «перетянул» своего колёсного соперника и поволок за собой со скоростью 2,5 узла . Тем самым дискуссия о наивыгоднейшем типе механического движителя для паровых и парусно-паровых кораблей была, казалось, окончательно и вполне определённо решена, но тем не менее — в России и по русским заказам за границей колёсные пароходофрегаты строились ещё более 10-ти лет — причём исключительно из-за фактически немотивированного отрицательного отношения к гребным винтам Императора Николая I .
— Вот это, я понимаю, махины… Знаешь, я против гребных винтов. Какие-то маленькие, юркие, скрытные, не видно, как и работают. Что бы там не говорили, не верю я в них… (Николай I — первому командиру пароходофрегата « Владимир » капитан-лейтенанту (впоследствии — полному адмиралу ) Н. А. Аркасу )
— «Не верю!» // Техника — молодёжи (Клуб «ТМ», «Однажды…»). — 1988. — № 2. — С. 60.
Однако и колёсные пароходофрегаты строились для Российского Флота в весьма ограниченном количестве. К началу Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. в составе Российского Императорского Флота имелось всего 16 пароходофрегатов : 9 (колёсные; преимущественно русской постройки ) — в составе Балтийского Флота и 7 (все — колёсные, британской постройки; адмирал М. П. Лазарев , бывший в 1834-1851 гг. Главным командиром Черноморского Флота и портов Чёрного моря , просил Императора Николая I заказать для Черноморского Флота в Великобритании также винтовой пароходофрегат, но получил отказ ) — в составе Черноморского Флота. В начале 1850-х гг. для этих флотов были, наконец, заложены по два винтовых пароходофрегата (на Балтике также строились ещё два колёсных пароходофрегата), но к началу войны 1853-1856 гг. ни один из них достроен не был . Правда в 1848 году в состав Балтийского Флота вошел первый винтовой пароходофрегат отечественной постройки « Архимед » (не следует путать его с британским каботажным пароходом « Архимед » постройки 1838 года), но уже осенью 1850 года этот фрегат потерпел крушение в водах у датского острова Борнхольм . В результате — заложенный в 1851 году для Балтийского Флота 44-пушечный винтовой пароходофрегат « », вступивший в строй летом 1854 года, оставался единственным винтовым пароходофрегатом Российского Императорского Флота в течение всей Крымской войны .