В
Атлантическом океане
при загадочных обстоятельствах погибает советский теплоход «Арктика». Одновременно в
Тихом океане
взрывается французский теплоход «Виктуар». Экипажу новейшей секретной
подводной лодки
«Пионер» предстоит выяснить причины этих катастроф.
Подводная лодка обладает фантастическими для своего времени возможностями: уникальным водолазным снаряжением, батискафом со шлюзовой камерой для приёма водолазов, способностью перемещаться под водой со скоростью курьерского поезда, большой глубиной погружения и
автономностью плавания
, а также оружием, не имеющим аналогов. Враги Советского Союза, убив и подменив главного корабельного механика Горелова, смогли проникнуть на борт. В заранее определённый момент времени лже-Горелов собирался покинуть борт лодки в скафандре и вывести её из строя бомбой с
часовым механизмом
.
Представители органов
госбезопасности
в СССР и на борту лодки расстраивают планы шпионов. Преследующему Горелова старшине Скворешне (майору госбезопасности) удаётся найти остров — автоматическую вражескую военную базу, которая запускает самонаводящиеся магнитные
торпеды
— и обезоружить врага.
Если в книге «тайной» является сама подлодка «Пионер», то в фильме под ней подразумеваются загадочные взрывы в двух океанах.
Завязка сюжета книги — переход «Пионера» из
Ленинграда
во
Владивосток
и столкновение французского парохода с
айсбергом
, случайным свидетелем которого стал экипаж лодки. В фильме пароход пустила на дно вражеская торпеда.
Не было в книге и самой секретной военной базы на необитаемом острове.
Экипаж подлодки исключительно мужской (в книге профессор Лордкипанидзе по совместительству ещё и корабельный врач), а в фильме появляются две женщины: военврач и радист.
В книге механик Горелов является не подменышем, а настоящим предателем, которого шантажом (он скрыл наличие родственников за рубежом) и угрозами (в частности, жизни его невесты) принуждает к сотрудничеству японская разведка.
В романе Адамова орудуют японские и американские
милитаристы
. В фильме враги не имеют национальной принадлежности.
Важнейшим отличием фильма от романа является то, что один из главных персонажей — старшина Скворешня — в фильме является майором
КГБ
, внедрённым на «Пионер» втайне от экипажа. В самом романе даются намёки, что
особистом
является комиссар лодки.
В романе Матвей Петрович Ивашёв является не музыкантом, а инженером,
якутом
, под личиной которого скрывается японский шпион императорского Главного Штаба капитан
Маэда
(роль в фильме М. Глузского, персонаж показан с явно азиатским гримом). В фильме музыкант Ивашёв напевает песенку «Олешки бегут, бегут, якута к счастью везут...».
Диплом за высокую технику производства и разработку научно-фантастического сюжета на МКФ в Дамаске (1956)
.
Оценки фильма
Первоначально критики относились к фильму довольно пренебрежительно. В частности, специализировавшийся на научной фантастике критик
В. С. Ревич
назвал его «примитивным боевичком»
. Однако долговременный успех фильма у зрителей заставил изменить тон отзывов.
Киновед и кинокритик
А. В. Фёдоров
отметил, что «авторы экранизации добились своей главной цели — ощутимого зрительского успеха, вызванного не только удачным синтезом детективного и фантастического жанров, но и высоким для того времени техническим уровнем спецэффектов и декораций» фильма
. Он выделял интересный аудиовизуальный язык фильма. По его мнению, «в отличие от романа экранизация оказалась куда более востребованным продуктом» и сохраняет свою актуальность
.
Примечания
, с. 15—23.
(неопр.)
.
База данных сайта «Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия»
. Дата обращения: 1 июня 2012.
, с. 83.
, с. 18.
, с. 22.
Литература
Ревич В.А.
О кинофантастике
// Экран. 1967—1968. —
М.
: Искусство, 1968. — С. 82—86. — 288 с.
Фёдоров А.В.
Анализ аудиовизуальных медиатекстов. —
М.
: Изд-во МОО «Информация для всех», 2012. — С. 15—23. — 182 с.