Interested Article - Полярная станция «Зебра» (фильм)

«Полярная станция „Зебра“» ( англ. Ice Station Zebra ) — художественный фильм, драма, триллер режиссёра Джона Стёрджеса, снятый по мотивам Алистера Маклина. Роман и фильм частично основаны на реальных событиях времён холодной войны .

Картина получила сдержанную оценку критики. Среди положительных сторон картины документальный подход и высокое качество съёмок в первой части, связанной с подводным путешествием к Северному полюсу. Положительных отзывов заслужил саундтрек картины, написанный Мишелем Леграном. Весьма низко была оценена вторая часть картины, с очень слабым качеством визуальных эффектов и невнятной концовкой. Последняя в серии лент, снятых на 70 мм плёнку в технологии Super Panavision для проката в сети кинотеатров Cinerama. Две номинации на премию « Оскар ».

Сюжет

В первых кадрах картины спутник входит в атмосферу и сбрасывает капсулу. Она приземляется в Арктике, примерно в 500 км от северного полюса. Некий человек находит капсулу и забирает с собой.

Капитан АПЛ TigerFish ВМФ США Джеймс Феррадей получает приказ командования отправиться на поиски дрейфующей станции «Зебра». Метеостанция Великобритании несколько дней назад стала посылать в эфир сигналы бедствия. Непрекращающийся шторм мешает провести операцию спасения с воздуха. К экипажу подлодки присоединяется агент MI6 Джонс и подразделение морских пехотинцев . Уже в море на подлодку вертолётом доставляют командира пехотинцев капитана Андерса и агента Васлова, перебежчика из СССР. Подлодка, вышедшая из Шотландии, достигает точки, где в последний раз выходила на связь «Зебра», и пытается всплыть, пробив толстый лёд взрывом торпеды. Однако неизвестный вывел из строя торпедный аппарат и лодка теряет плавучесть , приняв много забортной воды. С трудом команда и капитан предотвращают гибель корабля и поднимают на поверхность.

Лодке удаётся найти место с относительно тонким льдом и всплыть. Спасательная команда высаживается на лёд и в условиях жестокого шторма находит неподалёку станцию Зебра. Как оказывается, станция пострадала от взрыва и пожара. Многие полярники погибли, а выжившие с трудом могут объяснить происшедшее. Джонс начинает безуспешно искать что-то в помещениях станции и открывает капитану суть своей миссии. Советский спутник-шпион отклонился от обычной орбиты и перешёл на полярную . В результате пришлось сбросить капсулу с отснятой фотоплёнкой в районе Северного полюса, недалеко от станции «Зебра». Советский шпион проник на «Зебру», овладел капсулой, но погиб во время взрыва. Уникальная плёнка, снятая украденной в США технологией, с новой оптикой и фотоэмульсией даёт на порядок более высокое разрешение наземных объектов. Правительство США не может допустить того, что плёнка попадёт в СССР.

Погода улучшается. Джонс находит радиопеленгатор , при помощи которого можно найти капсулу. Васлов, оказавшийся советским агентом, ранит Джонса и, затем, убивает Андерса, попытавшегося прийти на помощь. Капитан Феррадей, подозревающий Васлова в измене, тем не менее, позволяет ему найти капсулу среди льдов. Тем временем, в районе станции «Зебра» высаживаются советские парашютисты, во главе с полковником Островским. Они требуют вернуть советскую собственность, угрожая взорвать капсулу, снабжённую радиоуправляемой миной. Феррадей позволяет Васлову, знающему секрет капсулы, достать из неё плёнку и пытается передать русским пустую капсулу. Обман раскрывается, и настоящую кассету с плёнкой приходится вернуть. Васлов в перестрелке и схватке с оказавшимся живым Джонсом погибает. Выясняется, что Феррадей нашёл ещё один пульт дистанционного управления миной, который был у советского шпиона, взорвавшего до этого станцию Зебра. Феррадей нажимает на кнопку и удалённо уничтожает плёнку.

В концовке новостные агентства передают весть о спасении британских полярников в результате совместной советско-американской операции.

В ролях

Полярная станция «Зебра» (фильм) (Северный Ледовитый океан)
Точка
Станция «Зебра»
Примерное место станции «Зебра». Подводная лодка Tigerfish отбыла к месту назначения из Шотландии .

История создания

В 1961 году роман Алистера Маклина « Пушки острова Наварон » стал бестселлером и в 1963 году был успешно экранизирован . В этом же году продюсер Мартин Рансохов приобрёл права на экранизацию следующего романа писателя «Полярная станция „Зебра“». В основу романа были положены реальные события, в частности программа запуска спутников-шпионов « Corona ». Потеря капсулы со спутника Discoverer и возможное её обнаружение представителями советской разведки, вызывали значительный резонанс в ходе холодной войны .

Съёмки должны были начаться в апреле 1965 года. В главных ролях были задействованы Грегори Пек и Дэвид Нивен . Сразу после начала производства картины его пришлось отложить в связи с проблемами с Министерством обороны США . Ведомство не одобрило сценарий и отказалось помочь с консультациями и техникой . В Пентагоне были серьёзно обеспокоены потерей престижа военно-морских сил, после широко известной аварии на лодке Трэшер .

Кроме того у картины возникли сложности другого рода со сценарием. Его первый вариант написал Пэдди Чаефски и в нём присутствовала эффектная концовка в духе « Десяти негритят ». Однако развязка была настолько трагической, что продюсер не решился воплотить её на экране. После циничного антивоенного фильма «Американизация Эмили» Мартин Рансохофф и Пэдди Чаефски вообще имели не самую лучшую репутацию в военном ведомстве . Имя Пэдди впоследствии пришлось убрать из списка сценаристов .

Производство

В результате всех перипетий пришлось полностью переписать сценарий, и он далеко отошёл от сюжета книги. Исправленный сценарий снова послали в Пентагон, но создатели не получили никакого ответа. Тогда руководство кинокомпании MGM распорядилось снимать картину с поддержкой военного ведомства или без неё. В итоге съёмочной группе всё же удалось получить помощь от ВМФ. Четыре дня они проводили съёмки на военной базе ВМФ США в Сан-Диего и получили возможность ознакомиться с интерьерами атомной подводной лодки . В съёмках была использована дизельная подводная лодка . В частности на ней прошли съёмки технически сложного эпизода с десантированием подразделения морских котиков на борт лодки с вертолёта . Помощник оператора картины Джон Стивенс разработал специальную подвеску камеры, для того чтобы запечатлеть реальное погружение подводной лодки .

Картина снималась в технологии Super Panavision на 70 мм цветную плёнку. Съёмки прошли с июня по октябрь 1967 года и заняли 19 недель. Из-за почти двухлетней задержки полностью сменился актёрский ансамбль, и главные роли исполнили Рок Хадсон и Эрнст Боргнайн. В полностью мужской команде исполнителей были заняты известные актёры, а также знаменитые спортсмены: Джим Браун и Маррей Роуз .

Большей частью картина снималась в павильонах калифорнийской студии MGM в Калвер-Сити . Некоторые сцены оказались опасными для жизни. Патрик Макгуэн в ходе работы над сценой затопления отсека мог утонуть. Его застрявшую ногу едва успели вытащить . В фильме широко использовались специальные эффекты. Для некоторых сцен использовались миниатюрные модели подводных лодок. Для съёмок высадки парашютистов частично использовалась рирпроекция . Для воссоздания интерьера подводной лодки в студии построили 6 её отсеков, с гидравлическими приводами под полом, дающими имитацию качки с отклонением до 23° .

Окончание работ и прокат

В съёмках использовалась подводная лодка ВМФ США USS Ronquil (SS-396)

Премьера картины в Нью-Йорке состоялась 20-го декабря 1968 года, в кинотеатре Cinerama Theatre. Планировалось, что дорогостоящая картина станет флагманом проката всей линейки картин MGM на 1969 год, однако её финансовые успехи оказались скромными. Данные по прокату картины противоречивы. Источники сообщают о $4,6 млн в прокате США и Канады . По другим данным прокат картины составил от $5 млн до $10 млн в 1969 году. Имеются данные о том, что картина в итоге была успешна в прокате и вышла на показатели окупаемости .

Частично прокат картины происходил в системе ( ), с предварительным резервированием билетов. «Полярная станция „Зебра“» стала последней картиной демонстрировавшейся в сети кинотеатров Cinerama (однопроекторная схема), технологии существовавшей с 1953 по 1968 год . Постепенное закрытие сети кинотеатров Cinerama в США также неблаготворно сказалось на кассе картины .

Специалисты положительно отозвались о визуальной стороне картины, впрочем в номинации на премию «Оскар» в категории специальные эффекты, картина не имела никаких шансов в борьбе с вышедшим в то же время и в той же технологии Super Panavision фильмом Кубрика « Космическая одиссея 2001 года » .

Критика

Картина получила весьма сдержанные отзывы. Она вышла достаточно документальной, и острые углы в сложных отношениях СССР и США времён холодной войны в ней срезаны . Большинство специалистов невысоко отозвались об атмосфере и настроении ленты. Хотя формально она относится к жанру политического триллера, её конфликт не волнует зрителя, а развязка в финале банальна и лишена напряженности .

Журнал Variety отметил реалистичность и точность в технических деталях и жаргоне моряков. Высокую оценку заслужила романтическая музыка Мишеля Леграна . (ресурс DVD Savant) в своей рецензии выделил подводное путешествие в первой половине фильма как его лучшую часть. Дальнейшие приключения на станции и развязка не производят никакого впечатления. Проблемы фильма начались ещё со сценария, в котором никак не раскрыт потенциал заложенный в книге . Роджер Эберт назвал работу Стёрджеса тупой и скучной. Критик очень низко отозвался об актёрских работах, назвав игру Хадсона «деревянной», а «русский» акцент Боргнайна режущим слух . Винсент Кэнби (New York Times) из положительных сторон отметил только финальные титры картины о совместной советско-американской спасательной кампании, содержащие изрядную долю сарказма . Ключевая сцена, в которой предатель Васлов просит Андерса ударить себя ледорубом, лишена логики. Какую мысль заложили в этой сцене создатели картины, понять невозможно .

Высокое качество и разрешение 70 мм плёнки, как ни странно, сыграло злую шутку с создателями картины. Критик Хейс отметил, что ленту имело смысл выпустить в формате телевизионного фильма . Слабое качество специальных эффектов, искусственность происходящего на экране часто бросалась в глаза . Сцена с десантированием из советских самолётов выглядела настолько нелепо, что публика в кинотеатрах не сдерживала смех . Вся вторая часть картины, связанная с событиями на станции, снималась в павильоне, на фоне плохо прорисованных задников. Всё это не способствовало визуальной привлекательности и достоверности мизансцены . Фильм полон ляпов . У героев даже не идёт пар изо рта, хотя дело происходит в Арктике на открытом воздухе .

«Полярная станция „Зебра“» настолько плоская и предсказуемая картина, что даже непонятно, чем собирались заинтересовать зрителей её создатели. Если бы это был рядовой триллер на субботний вечер, то это можно было бы понять. Однако картину растянули в формат roadshow, загрузив массой фальшивых трюков и намеков.

Роджер Эберт

Награды и номинации

Значение и память

Как считается, миллиардер Говард Хьюз во второй половине жизни страдал психическим расстройством . Одним из его проявлений стала одержимость просмотром фильма «Полярная станция „Зебра“». Известно, что он оборудовал в пентхаузе отеля, в котором жил, домашний кинотеатр и пересмотрел картину более 150 раз. По мнению Поля Вирильо , который исследовал этот феномен, в бесконечном просмотре одной ленты проявилось своеобразное бегство от реальности в вымышленный мир, которое привело к распаду личности .

Исходный киноматериал и музыка из картины были использованы в различных сериалах и фильмах: , сериал , картина « Никогда не говори „никогда“ » .

В 2005 году картина была издана на DVD. Фильм на DVD сохраняет исходное соотношение сторон 2.20:1. Издание включает довольно скудную подборку дополнительных материалов. Сохранился только небольшой документальный фильм, из серии «за кадром» «The Man Who Makes the Difference». Он рассказывает о постановке трюковых сцен и незаурядной операторской работе Джона Стивенса в картине .

В 2012 году стало известно, что Кристофер Маккуорри собирается поставить ремейк картины .

В сериале « Во все тяжкие » присутствует трастовый фонд Сола Гудмана «Полярная станция „Зебра“». В приквеле « Лучше звоните Солу » главные герои Сол Гудман и его подруга смотрят фильм «Полярная станция „Зебра“» и намереваются создать этот фонд в будущем.

Комментарии

  1. Сообщаются координаты станции: 27° западной долготы 87° северной широты, на 6′ 30″ в DVD версии фильма
  2. Cinerama представляла собой технологию широкоформатного кино с сети кинотеатров со специально построенными под неё залами. Некоторые фильмы могли быть показаны только в таких залах, но «Полярная станция „Зебра“» могла быть продемонстрирована в сети с обычной однопроекторной системой.

Примечания

  1. , с. 227.
  2. , с. 325.
  3. Lang Thompson. (англ.) . tcm (21 апреля 1969). Дата обращения: 24-Mar-2014. 30 марта 2014 года.
  4. , с. 403.
  5. , с. 88.
  6. , с. 242.
  7. , с. 402.
  8. David Ryan. (англ.) . dvdverdict (Jan 31st, 2005). Дата обращения: 24-Mar-2014. 30 марта 2014 года.
  9. , с. 30.
  10. (англ.) . Daily Telegraph . Дата обращения: 24-Mar-2014. 21 февраля 2014 года.
  11. , с. 142.
  12. , с. 169.
  13. , с. 215.
  14. , с. 236.
  15. , с. 225.
  16. , с. 226.
  17. , с. 170.
  18. Роджер Эберт. (англ.) . (21 апреля 1969). Дата обращения: 24-Mar-2014. 1 октября 2015 года.
  19. Glenn Erickson. (англ.) . DVD Savant (6th Jan, 2004). Дата обращения: 24-Mar-2014. 30 марта 2014 года.
  20. Винсент Кэнби. (англ.) . New York Times (21 сентября 1968). Дата обращения: 24-Mar-2014. 8 марта 2016 года.
  21. , с. 188.
  22. , с. 233.
  23. (англ.) . Дата обращения: 24-Mar-2014. 12 мая 2015 года.
  24. , с. 189.
  25. Borys Kit. (англ.) . Hollywood Reporter (5 июня 2013). Дата обращения: 24-Mar-2014. 6 марта 2014 года.

Литература

  • (англ.) // The Film Daily. — 1967. — Vol. 130 , no. № 5 . — P. 30 .
  • (англ.) // Entertainment world. — 1969. — No. December . — P. 31 .
  • Lawrence H. Suid. . — Naval Institute Press, 1996. — С. 1. — 307 с. — ISBN 9781557507877 .
  • . — Edinburgh University Press, 2010. — С. 2. — 275 с. — ISBN 9780748639748 .
  • James Kastner. . — ил. — Continuum, 2003. — С. 3. — 320 с. — ISBN 1434946401 .
  • Kim R. Holston. . — McFarland, 2012. — С. 4. — 382 с. — ISBN 9780786492619 .
  • Lawrence H. Suid. . — University Press of Kentucky, 2002. — С. 5. — 748 с. — ISBN 9780813190181 .
  • Shaun Considine. . — Random House, 1994. — С. 6. — 426 с. — ISBN 9780679408925 .
  • James Garner, Jon Winokur. . — Simon and Schuster, 2012. — С. 7. — 275 с. — ISBN 9781451642612 .
  • Jeff Rovin. . — A. S. Barnes, 1977. — С. 8. — 171 с.
  • John Howard Reid. . — Lulu.com, 2010. — С. 9. — 344 с. — ISBN 9780557720866 .
  • Cory Hamblin. . — Dorrance Publishing, 2009. — С. 10. — 365 с. — ISBN 9781434996053 .
  • Curtis Peebles. . — Naval Institute Press, 1997. — С. 11. — 351 с. — ISBN 9781557506887 .
  • R. M. Hayes. . — McFarland, 1986. — С. 12. — 370 с. — ISBN 9780899501574 .
Источник —

Same as Полярная станция «Зебра» (фильм)