Interested Article - Небылицкий, Борис Рудольфович

Бори́с Рудо́льфович Небыли́цкий ( 15 [28] августа 1909 , Мелитополь , Таврическая губерния 6 ноября 1972 , Москва ) — советский оператор и режиссёр документального кино , фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), лауреат двух Сталинских (1942, 1951) и Государственной премии СССР (1969).

Биография

Родился в Мелитополе (ныне — Украина) в еврейской семье служащих. В 1913 году потерял отца, а после смерти матери в 1920 был взят на воспитание семьёй дальних родственников из Харькова . В 1924 году окончил харьковскую среднюю школу № 7, там же в Харькове продолжил обучение в химической школе № 4, которую окончил в 1926 году, получив специальность фотохимика. С 1926 года работал фотолаборантом и библиотекарем в Одесском фотосообществе. В 1927 году был оператором одесского кружка кинолюбителей .

В 1928 году стал оператором отдела хроники московской фабрики культурфильмов « Совкино » (впоследствии — студия « Союзкинохроника ») . В июле 1931 года был назначен руководить Минской студией кинохроники, включённой в состав всесоюзного треста «Союз-кинохроника» . С ноября 1931 года по январь 1933 года служил в Красной армии , затем вновь на «Союзкинохронике» (с 1936 года — Московская студия кинохроники ). В 1934 году возглавил киноэкспедицию на Дальний Восток. Работал в жанре кино-портрета людей труда . Был тарифицирован как оператор кинохроники высшей категории .

Как офицер запаса, с началом Великой Отечественной войны был мобилизован в 174-й гаубичный артиллерийский полк 5-й стрелковой дивизии , вскоре по ходатайству Комитета по делам кинематографии при СНК СССР в сентябре 1941 года был переведён во фронтовую киногруппу, снимавшую боевые действия Битвы за Москву . Участвовал в создании киножурналов « На защиту родной Москвы № 2 » и « На защиту родной Москвы № 5 ».
С апреля 1942 года приказом по Центральной студии кинохроники был назначен начальником киногруппы Калининского фронта . Но из-за возникших разногласий с руководством в феврале 1943 года был снят с должности, в боевой характеристике отмечалось: «Трудно сживается с коллективом, всегда старается работать в одиночку, боится, чтобы никто из операторов „не перехватил“ лучшего материала» .

С мая 1943 года — оператор киногруппы Западного , с августа 1944-го — 3-го Белорусского , с апреля 1945-го — 3-го Украинского фронта . Окончание войны встретил в Австрии, где работал над фильмом «На австрийской земле» (1946) .

С октября 1945 года вновь на ЦСДФ . В период 1961—1965 годов руководил 1-м творческим объединением студии .

Автор книги «Репортаж о кинорепортаже» (1962).

Член ВКП(б) с 1941 года , член Союза кинематографистов СССР с 1957 года, член Союза журналистов СССР с 1961 года .

Урна с прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища .

Семья

  • отец — Рувим Небылицкий (1893—1913), бухгалтер;
  • мать — Ида Хана Берко Мордуховна Небылицкая (урожд. Нохотович; 1891—1920), домохозяйка;
  • жена — Нина Петровна Небылицкая (урожд. Кочаровская; 1907—1972);
  • сын — Евгений Борисович Небылицкий (1938—1999), кинооператор неигрового кино;
  • дочь — Татьяна Борисовна Савицкая (род. 1948), журналист .

Фильмография

Оператор

Режиссёр
  • 1933 — «Садко» поднят
  • 1934 — Колыма
  • 1935 — Славное пополнение
  • 1936 — Дуся и Маруся Виноградовы
  • 1936 — За Саянским хребтом
  • 1936 — Метромост
  • 1936 — Молодая Тувинская республика
  • 1936 — Праздник Тувы
  • 1937 — Долина роз
  • 1937 — Домик Чайковского
  • 1937 — Москва
  • 1940 — Большое дело
  • 1940 — Дом-музей П. И. Чайковского
  • 1940 — Павильон Армении
  • 1941 — Машинист Лунин
  • 1944 — Москва сегодня
  • 1946 — На австрийской земле
  • 1947 — Северная Корея (совместно с М. Славинской )
  • 1950 — Сталевары
  • 1953 — Гусь-Хрустальный
  • 1954 — Пробуждённая степь
  • 1955 — Год спустя
  • 1957 — Москва ждёт гостей
  • 1958 — Мы живём в Минске
  • 1959 — На просторах океанов
  • 1959 — Пора большого новоселья
  • 1960 — За технический прогресс
  • 1960 — Они учатся в СССР
  • 1960 — Рассказ иракского студента
  • 1961 — Так строят москвичи
  • 1962 — Окна в жизнь
  • 1962 — Рукопожатие через Балтику
  • 1963 — Великая сила дружбы и братства (совместно с Е. Залкинд)
  • 1963 — Встречи в Югославии (совместно с Е. Залкинд)
  • 1963 — Огни московского метро
  • 1964 — Здравствуй, Первомай!
  • 1965 — Автар Сингх и его друзья
  • 1965 — Индийская новь (СССР — Индия; совместно с С. Шастри)
  • 1965 — Москвичи в сорок первом (совместно с Р. Григорьевым )
  • 1965 — Плоды нашей дружбы (СССР — Индия; совместно с А. Тирумалаем)
  • 1966 — Письма с Сайменского канала
  • 1966 — Сентябрь на Балатоне
  • 1967 — Будапешт в субботу и воскресенье
  • 1967 — Народа верные сыны
  • 1968 — Дружбой рождённый
  • 1968 — Народы мира с Вьетнамом
  • 1968 Служу Советскому Союзу (совместно с В. Бойковым )
  • 1969 — Революционный держим шаг
  • 1969 — Союз оружия и сердец
  • 1970 — Большой визит (совместно с В. Катаняном )
  • 1970 — Великий подвиг (совместно с Р. Григорьевым )
  • 1970 — Президент Гамаль Абдель Насер в Москве
  • 1971 — Звёзды фигурного катания
  • 1971 — Премьер-министр Индии в СССР
  • 1971 — Стрела стратосферы
  • 1971 — Только одна смена
  • 1972 — XV съезд профсоюзов СССР. Планы партии претворим в жизнь (спецвыпуск № 3)
  • 1972 — Самолётами «Аэрофлота» через Атлантику
  • 1973 — Серебряные крылья (совместно с В. Бойковым , А. Воронцовым )
  • 1973 — Як-40

Сценарист
  • 1946 — На австрийской земле (совместно с Е. Габриловичем )
  • 1953 — Гусь-Хрустальный
  • 1954 — Пробуждённая степь
  • 1955 — Год спустя
  • 1961 — Так строят москвичи (совместно с Е. Козыревым)
  • 1963 — Огни московского метро (совместно с Е. Козыревым)
  • 1964 — Будущее создаётся сегодня (совместно с Е. Козыревым)
  • 1965 — Москвичи в сорок первом (совместно с Р. Григорьевым )
  • 1966 — Письма с Сайменского канала
  • 1966 — Сентябрь на Балатоне
  • 1967 — Народа верные сыны (совместно с Е. Воробьёвым )
  • 1968 — Дружбой рождённый
  • 1969 — Революционный держим шаг (совместно с Я. Немешом)
  • 1971 — Только одна смена

Библиография

  • Репортаж о кинорепортаже . — М. : Искусство, 1962. — 291 с. — 6000 экз.

Награды и премии

См. также

Примечания

  1. , с. 771.
  2. . csdfmuseum.ru . Музей ЦСДФ. Дата обращения: 20 ноября 2021. 20 ноября 2021 года.
  3. Ремишевский К. // История, ожившая в кадре // Белорусская кинолетопись: испытание временем / Книга 1. 1927—1953 . — Минск: Вышэйшая школа, 2014. — 222 с. — ISBN 978-985-06-2407-9 .
  4. . pamyat-naroda.ru . Подвиг народа. Дата обращения: 20 ноября 2021. 20 ноября 2021 года.
  5. , с. 594.
  6. , с. 772.
  7. , с. 291.
  8. от 20 ноября 2021 на Wayback Machine // net-film
  9. от 5 сентября 2021 на Wayback Machine // net-film
  10. от 9 июня 2019 на Wayback Machine // net-film
  11. от 21 ноября 2021 на Wayback Machine // net-film
  12. . pamyat-naroda.ru . Подвиг народа. Дата обращения: 20 ноября 2021. 20 ноября 2021 года.
  13. . pamyat-naroda.ru . Подвиг народа. Дата обращения: 20 ноября 2021. 20 ноября 2021 года.
  14. , с. 144.

Литература

  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • / автор-составитель: В. И. Горбатский. — М. : Материк, 2005. — 248 с. — 500 экз. ISBN 5-85646-138-x .
  • Дерябин А. С. Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник. — М. : Госфильмофонд, 2016. — 1032 с. — 500 экз.
  • Фомин В. И. . — М. : Киновек, 2018. — 960 с. — 400 экз. ISBN 5-905352-20-1 .
Источник —

Same as Небылицкий, Борис Рудольфович