Коммунистическая партия Вьетнама
- 1 year ago
- 0
- 0
Музыка Вьетнама разнообразна и синкретична , в том числе из-за этнического разнообразия страны . В ней сочетаются местные особенности и иностранное влияние. На протяжении значительной части своей истории вьетнамская музыка много заимствовала из китайской музыкальной традиции , а также Кореи , и Японии . Также на вьетнамскую музыку повлияло древнее индокитайское королевство Тямпа , так как вьетнамские правители любили слушать тямские композиции. Тем не менее, несмотря на зарубежное влияние, вьетнамская музыкальная культура самобытна, в основном, благодаря тому, что её корни лежат в народной музыке.
Принято территориальное деление вьетнамской музыки на северную, центральную и южную, а также временно́е на четыре периода: X—XIV века, XV—XVIII века, XIX — первая половина XX века и начиная с 1945 года по наше время .
Одна из наиболее характерных особенностей вьетнамской музыки — использование пентатонической нотной последовательности , нгукунг ( Ngũ Cung , пять нот) , помимо диатонической , поэтому вместо до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до употребляются ноты хо-сы-санг-се-конг ( hò, xự, xang, xê, cống ) . Другая важная черта — роль импровизации и украшения звука .
Вьетнамский язык является тоновым , и мелодия должна следовать тоновому рисунку слов: к примеру, на слове с повышающимся тоном мелодия не должна понижаться .
Музыка Вьетнама представлена в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО семью объектами :
Самые ранние достоверные сведения о музыке относятся к правлению династии Динь (X век). До того времени о музыке страны известно очень мало . До-диньские тексты упоминают гонги , барабаны , губные органы и конхи , эти данные подкреплены упоминаниями в литературе .
С X века развитие вьетнамской музыки шло под влиянием Китая и Индии; в страну привезены цисяньцинь (позже превратившийся в ) и дамару . После вторжений в Тямпу вьетнамцы пригоняли в плен тямских певиц, искусство которых чрезвычайно ценилось .
Посол Китая в 990 году писал о том, как император Ле Хоан песней на вьетнамском языке пригласил посла к столу . В эти годы императоры периодически устраивали искусственные горы, на которых выступали музыканты, певцы и танцоры . При этом придворной музыки как жанра ещё не существовало, перед правителями исполняли народные произведения . Император Ли Нян Тонг отмечен как «искусный в мелодиях чужих стран» и превосходно сочинявший музыку.
С XV века индийское влияние на музыку ослабло, основной фокус внимания стал направлен на минский Китай. Создано множество жанров .
В начале XIX века вьетнамская музыка обособилась, появилось европейское влияние; в начале XX века создан «реформированный» театр кайлыонг . На юге страны снискали популярность мандолина , классическая гитара и скрипка .
С началом Второй мировой войны начался современный период развития музыки Вьетнама. До 1980-х годов традиционная музыка уступала европеизированной в популярности, затем мода на автохтонную музыкальную традицию вернулась . Современная поп-музыка называется «новой» ( nhạc mới , няк мой) .
Северное камерное пение качу сформировалось на основе церемониальной музыки в XVIII — XIX веках . Пение качу получило широкую популярность, поэты стали предлагать лучшие стихи певицам для исполнения. В центральной части Вьетнама ту же нишу занимает пение с разнообразным аккомпанементом, а на юге — .
Песен общего для всего Севера жанра — много десятков, а песен сам , традиционно исполняющихся слепыми музыкантами, — несколько сотен.
Северные горные народы ( мыонги , мяо , тхай , тхо ) играют на бронзовых барабанах, дантине ( đàn tính ) , , , варгане данмой . У народа кхму имеется поперечная носовая флейта кукке ( Cúc Kẹ ) или питот (pítót) В северных мелодиях обычны портаменто и глиссандо ; песни исполняют мягкими, «мяукающими» голосами. Музыка северных горцев делится на церемониальную, магическую, любовные и свадебные песни, песни для работы, а также песни-диалоги .
Необычен тхайский ударный инструмент кхуалуонг ( Khua luống ) , представляющий собой деревянную ступу, по которой ритмично ударяют палками- пестами . Кроме того, тхай используют струнно-щипковый , называемый ими тиньтау ( tính tẩu )
Задолго до образования государства вьетов существовала музыка горных жителей центрального Вьетнама и их музыкальные инструменты: бамбуковые ксилофоны, тыква-цитра, гонги и так далее. Основные разновидности песен — охотничьи, рыболовецкие, любовные, праздничные, похоронные и повествовательные. Каждое племя имело (и до сих пор имеет) собственные мелодии, по которым можно идентифицировать музыкантов .
В каждом племени банар имеется несколько наборов бронзовых гонгов, на которых играют мужчины. Другие инструменты этого народа — бамбуковая гармоника «ала» с бронзовым язычком и струнно-щипковый инструмент «тингнинг» (также тиньнинь и тенгненг) .
Зярайская музыка похожа на музыку остальных горных народов. Среди характерных инструментов — гонги, тингнинг, , а также уникальный струнный инструмент с резонатором, вставляющимся в рот музыканта, — .
Тямы сохраняют традиционную музыку, исполняя её на церемониях начала орошения и прочих. В список тямских инструментов входят костяной или деревянный саринай , двусторонние барабаны гинанг ( ghì nằng ) и обычные барабаны, небольшой ансамбль гонгов . Среди излюбленных тямами жанров — любовные песни и песенные сказания о былом величии Тямпы .
Инструменты эде — бамбуковый ксилофон, поперечная флейта «занток» ( dân tộc ) с резонатором из тыквы, бронзовые и бамбуковые гонги (отличие игры на гонгах у эде в антифонном звучании). На свирели диньтут ( đinh tút ) можно играть либо женщинам , либо переодетым в женскую одежду мужчинам . Из песенных жанров можно отметить любовное пение «ayray» (исполняется поочерёдно мужчинами и женщинами по дороге к рисовым полям) и песни-эпосы под аккомпанемент флейты «kuut» .
Театральная музыка страны также разнообразна. Произошедший от придворного северный театр туонг , отделившийся от туонга южный театр кайлыонг , народный театр тео — самые популярные разновидности данного актёрско-музыкального искусства .
Во вьетнамской музыке используется очень большое количество инструментов. Наиболее важными среди них являются :
Традиционную музыку преподают в доме учителя ( sư phụ , 師父 , сы фу) , обычно сразу нескольким учащимся. Единой или доминирующей нотной записи нет, мелодии заучивают наизусть. Процесс изучения нового произведения начинается с заучивания порядка нот, после этого к ним добавляется ритм. Преподаватель обычно играет или поёт вместе с учащимися, для наглядности используя закрытый веер .
В 1956 году в Сайгоне была открыта первая Национальная музыкальная школа.