Матвей Андреевич Шишков
(1831/1832—1897) — русский
сценограф
, академик и профессор декорационной живописи
Императорской Академии художеств
.
Биография
Учился в
Московском Строгановском училище
и одновременно у декоратора московских
императорских театров
Фридриха Xристиана Шеньяна; с 1849 года работал его помощником. В 1852 переехал в Петербург, где работал под руководством декоратора
А. А. Роллера
. С 1857 получил должность декоратора при Дирекции петербургских императорских театров. Академик декорационной живописи
Императорской Академии художеств
(1869). Выдающийся педагог, он руководил работой молодых декораторов в театре. В 1878 организовал в Академии художеств класс театрально-декорационной живописи, который был закрыт в связи с реформой Академии в 1892 году, в котором учились многие русские художники-декораторы. В 1884 году получил звание профессора Академии.
Творчество
С творчеством Шишкова и его коллеги
М. И. Бочарова
связано развитие историко-бытового направления в декорационном искусстве, отказ от господствующей условно-романтической манеры. Художники нового поколения всерьёз изучали памятники архитектуры и труды историков. Шишков был мастером архитектурно-перспективной декорации. Он придавал декорациям к русским пьесам и операм историческую и бытовую достоверность, национальный колорит. Испытывая влияние живописи передвижников он стремился создавать декорации, правдиво изображающие крестьянский быт.
В
Мариинском театре
исполнял декорации по эскизам Роллера, Альберта Бредова, долгое время оставаясь в тени этих мастеров, принимал участие в поактном оформлении спектаклей (преимущественно
М. И. Петипа
). В
словаре Брокгауза и Ефрона
по этому поводу сказано: «Первые произведения Шишкова, обратившие на него общее внимание, были декорации к драме графа
А. Толстого
„
Смерть Иоанна Грозного
“ при постановке её на
Александринской сцене
в 1866 г. Они поразили публику своей живописностью и свидетельствовали о том, что художник превосходно знает законы перспективы, обладает силой красок, умеет извлекать из них ласкающие взор эффекты и — что всего важнее — основательно изучил древнюю русскую архитектуру и вообще отечественную старину, которой остается верен во всех подробностях своих композиций.»
Критика однако отмечает «суховатость исполнения и некоторую пестроту колорита». К наибольшим его удачам относится «Эспланада Версальского дворца» для 3-го действия и апофеоза первой постановки «
Спящей красавицы
» в Мариинском театре.
Работал в основном в театрах Петербурга, в первую очередь в Мариинском, а также в Александрийском. Несколько работ повторены в московском
Большом театре
. Ниже приведены сведения в основном о балетных и оперных спектаклях, но Шишков много работал и для драматической сцены, оформив, в частности, спектакли: «
Борис Годунов
»
А. С. Пушкина
, «
Гроза
» и «
Василиса Мелентьева
»
А. Н. Островского
, «
»
И. И. Лажечникова
, «Посадник»
А. К. Толстого
, «Злоба дня»
Н. А. Потехина
, «Фрол Скобеев»
Д. В. Аверкиева
Декорации к спектаклям
-
1867 драма
А. К. Толстого
«
Смерть Иоанна Грозного
»,
Александринский театр
, Декорации совместно с
В. Г. Шварцем
и
Г. Г. Гагариным
, Шишкову впервые удалось с исторической конкретностью и точностью показать на сцене быт допетровской Руси.
-
1870 — Трагедия
А. С. Пушкина
«
Борис Годунов
», Александринский театр на сцене Мариинского театра, Декорации совместно с
М. И. Бочаровым
-
19 апреля 1871 — опера
А. Н. Серова
«
» по пьесе
А. Н. Островского
«
Не так живи, как хочется
», либретто композитора, А. Островского, П. Калашникова и А. Жохова, Мариинский театр, дирижёр
Э. Ф. Направник
, декорации по рисункам Шишкова написаны
,
и М. И. Бочаровым.
-
1874 — балет
Л. Ф. Минкуса
«
Бабочка
» балетмейстер М. И. Петипа Декорации совместно с
-
27 января 1874 — опера
М. П. Мусоргского
«
Борис Годунов
» по трагедии А. С. Пушкина, либретто композитора, дирижёр Э. Ф. Направник. Декорации совместно с М. И. Бочаровым.
-
13 января 1875 — опера
А. Г. Рубинштейна
«
Демон
», либретто П. Висковатова по поэме
М. Ю. Лермонтова
. Мариинский театр, дирижёр Э. Ф. Направник. Декорации совместно с М. И. Бочаровым и
Лагорио
.
-
1876 — балет Л. Ф. Минкуса, «Приключения Пелея», балетмейстер М. И. Петипа
-
23 января 1877 — балет Л. Ф. Минкуса «
Баядерка
» либретто
С. H. Худекова
, Мариинский театр, балетмейстер М. И. Петипа. Декорации совместно с М. И. Бочаровым, Г. Г. Вагнером,И. П. Андреев,
А. А. Роллером
,
П. Б. Ламбиным
.
-
1877 — опера
П. И. Чайковского
«
Кузнец Вакула
» Мариинский театр. Декорации совместно с М. И. Бочаровым
-
1878 — балет Л. Ф. Минкуса «
»,
Большой театр
(Москва), балетмейстер М. И. Петипа Декорации совместно с Г. Г. Вагнером
-
1879 — балет Л. Ф. Минкуса «
Дочь снегов
», балетмейстер М. И. Петипа
-
2 декабря 1879 — балет Л. Ф. Минкуса «
» в 4 актах 9 картинах, сценарий
С. А. Гедеонова
, Мариинский театр, балетмейстер М. И. Петипа. Декорации совместно с
М. И. Бочаровым
, Г. Г. Вагнером, Е. Егоровым, А. Р. Лупановым. Костюмы — В. Прохоров, И. Панов.
-
1880-89 — опера А. Г. Рубинштейна «
Купец Калашников
», Мариинский театр.
-
30 ноября 1880 — балет
А.Адана
«
Корсар
», в 4 актах, 5 картинах сценарий
Ж. А. Сен-Жорж
,
Ж. Мазилье
по одноимённой поэме
Дж. Байрона
, Мариинский театр. Декорации совместно с Г.Г Вагнером, А. А. Роллером, М. И. Бочаровым.
-
1881 — балет Л. Ф. Минкуса «
», Мариинский театр, балетмейстер М. И. Петипа. Декорации совместно с Г.Г Вагнером . 1883 — повторение в Большом театре
-
29 января 1882 — опера
Н. А. Римского-Корсакова
«
Снегурочка
», либретто композитора по одноимённой пьесе А. Н. Островского. Мариинский театр, дирижёр Э. Ф. Направник, режиссёр
Г. П. Кондратьев
. Декорации совместно с М. И. Бочаровым
-
11 декабря 1883 — балет Ю. И. Трубецкого «
», балет в 4 актах, 6 картинах, сценарий композитора, Мариинский театр, балетмейстер М. И. Петипа, Декорации совместно с М. И. Бочаровым, Г. Г. Вагнером Костюмы П. И. Григорьева. Повторение в Большом театре 1888.
-
3 февраля 1884 — опера П. И. Чайковского «
Мазепа
», либретто
В. П. Буренина
по поэме А. С. Пушкина «
Полтава
», Большой театр, дирижёр
И. К. Альтани
, режиссёр
А. И. Барцал
. Декорации совместно с М. И. Бочаровым
-
1886 — балет Л. Ф. Минкуса «
», Мариинский театр, балетмейстер М. И. Петипа. Декорации совместно с Г. Г. Вагнером
-
15 декабря 1886 — опера
А. Бойто (Boito)
«
», либретто композитора по трагедии
Гёте
«
Фауст
». дирижёр Э. Ф. Направник. Декорации совместно с М. И. Бочаровым, И. П. Андреевым,
Г. Левотом
-
1888 — балет А. Адана «
, или Со всем прибором сатана» в 3 актах, сценарий
А. де Лёвен
, балетмейстер
. Декорации совместно с
М. И. Бочаровым
-
25 января 1889 — фантастический балет
Р. Е. Дриго
«
» в 4 актах 7 картинах с прологом и эпилогом по сценарию К. А. Тарновского и балетмейстера
М. И. Петипа
. Декорации совместно с — Г. Левотом, И. П. Андреевым, М. И. Бочаровым. Костюмы -
Е. П. Пономарёв
-
3 января 1890 — балет П. И. Чайковского «
Спящая красавица
», в 3 актах 5 картинах с прологом и апофеозом либретто
И. А. Всеволожского
по сказкам
Ш. Перро
; балетмейстер М. И. Петипа. Декорации совместно с Г. Левотом, И. П. Андреевым,
, M. И. Бочаровым, костюмы — Всеволожский.
-
23 января 1891 — опера
Ш. Гуно
«
Ромео и Джульетта
», либретто П. Ж. Барбье и М. Карре. Декорации совместно с Яновым, Г. Левотом, М. И. Бочаровым, И. П. Андреевым, и К. М. Ивановым.
-
27 ноября 1892 опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила» -, либретто В. Ф. Ширкова при участии Н. А. Маркевича, Н. В. Кукольника и М. А. Гедеонова по одноим. поэме А. С. Пушкина, с сохранением стихов подлинника. поставленные в Мариинском театре в 50-летнюю годовщину первой поставленные с восстановлением некоторых купюр (дирижёр Направник, художники Андреев, Шишков и Каменский, балетмейстер Петипа).
-
5 декабря 1893 — фантастический балет в 3 актах.
Б. А. Фитингоф-Шель
«Золушка», сценарий Л. А. Пашкова на сюжет сказки Ш. Перро, балетмейстеры М. И. Петипа,
Л. И. Иванов
, Э. Чеккетти, Декорации совместно с М. И. Бочаровым, Г. Левотом. Повторение- 1898 для Большого театра.
-
17 октября 1895 — оперная трилогия
С. И. Танеева
«
» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»), либретто А. А. Венкстерна по одноимённой трилогии
Эсхила
, Мариинский театр, режиссёр
И. И. Палечек
. Декорации совместно с И. П. Андреевым, К. М. Ивановым, М. И. Бочаровым
-
18 октября 1895 — драма в 5 действиях
Л. Н. Толстого
«
Власть тьмы
» — в Александрийском театре, декорации по эскизам Шишкова
-
19 ноября 1896 — опера
К. Сен-Санса
«
Самсон и Далила
», либретто Ф. Лемера по библейской легенде, дирижёр Э. Ф. Направник. Декорации совместно с Перминовым, Г. Левотом.
-
1897 — опера П. И. Чайковского «
Опричник
» либретто композитора по одноименной пьесе
И. И. Лажечникова
. дирижёр Направник, режиссёр Кондратьев, Декорации совместно с Яковлевым
-
Примеры эскизов декораций
-
Опера М. И. Глинки
«Руслан и Людмила»
-
Драма А. К. Толстого
«Смерть Иоанна Грозного»
-
Балет Р. Дриго
«Талисман»
-
Опера Д. Верди
«Отелло»
Посмертное использование декораций
-
1904 — опера
А. С. Даргомыжского
«
Русалка
», либретто композитора по
А. С. Пушкина, Мариинский театр, постановка Палечека. Декорации Бочарова и Шишкова
-
27 января 1923 — опера
Р. Вагнера
«
Лоэнгрин
», дирижёр Похитонов, режиссёр Тартаков. Декорации Шишкова и Брюкнера
-
1 марта 1925 — балет Ц.Пуни «
Кандавл
», балетмейстер
Л. С. Леонтьев
. Художники Иванов, Левот и Шишков.
-
23 апреля 1929 опера А. С. Даргомыжского «Русалка», режиссёр Дворищин, декорации Бочарова и Шишкова
Ученики
Примечания
Литература
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|