Андреосси, Антуан Франсуа
- 1 year ago
- 0
- 0
Андре́ Антуа́н ( фр. André Antoine , 1858—1943) — французский режиссёр театра и кино, теоретик театра . Крупнейший представитель « », создатель и руководитель « » и , воспитатель плеяды талантливых актёров.
Андре Антуан родился 31 января 1858 года в городе Лимож . Окончил престижный лицей Кондорсе .
Работал клерком в Газовом обществе в Париже .
Только немногие кинорежиссёры тех дней чувствовали специфические особенности киноискусства так остро, как Антуан. Уже в первой своей постановке «Братья-корсиканцы» он отказался рассматривать кинематографический кадр как некое подобие театральной сцены. Поставив между зрителями и актёрами воображаемую «четвертую» стену, он требовал от актёров, чтобы они заглушали в себе привычное чувство театральной рампы и отказывались от излишней экспрессии жестов и мимики , характерной для театра.
Богатый опыт работы в театре и склонность к экспериментированию очень пригодились Антуану в работе над постановкой фильмов. Чутьё художника открывало ему всё новые и новые возможности выразительного языка кино. Он пользовался движением камеры, изобретал новые приемы построения мизансцены , приспособляя их к условиям киносъёмки, наконец, разбивая эпизоды на отдельные сцены и планы, интуитивно постигал законы монтажа.
Осваивая специфику кино, Антуан не злоупотреблял найденными приёмами и очень тактично пользовался ими, не делая их самоцелью, как это наблюдалось у А. Ганса .
Внимание к жизни простых людей, стремление глубоко раскрыть характеры и широко использовать возможности реалистической передачи природы отличали фильмы Антуана от бытовавших тогда салонных мелодрам и серийных детективов. Зрители кинотеатров не оценили строгой простоты его фильмов. Они отнеслись безучастно к его опытам. Реакция зрителей насторожила владельцев киностудий. По их мнению, ставка на талант Антуана не оправдала себя, и его работа в кино прекратилась.
Однако уроки Антуана не пропали даром: в более поздних работах Ж. Фейдера , Л. Пуарье , Р. и Жака де Баронселли можно обнаружить влияние его творческих установок.
Обладая кипучей энергией и большой целеустремленностью, Антуан стал приверженцем , и более чем кто-либо другой во французском театре занимался пропагандой идейных взглядов Золя и постановкой спектаклей на основе его произведений .
В 1887 году — основал в Париже экспериментальный — и первый в истории так называемый «свободный» — « » ( ), которым руководил до 1894 года . За это время поставлено 124 пьесы, французских и заграничных, в том числе 67 вновь написанных.
В «Свободном театре» были поставлены, в частности, и « Власть тьмы » Л. Н. Толстого ( 1888 ), « Привидения » ( 1890 ) и « Дикая утка » ( 1891 ) Ибсена , « Нахлебник » И. С. Тургенева ( 1890 ), « Ткачи » Г. Гауптмана ( 1893 ).
В 1897 году создал « » ( ) и руководил им до 1906 года.
В 1906 — 1913 годах руководил в Париже театром « Одеон ». При нём в театре шли инсценировки романов Бальзака , Альфонса Доде , Жюля Ренара ( «Рыжик» ).
С 1914 по 1922 годы снял девять картин по заказу « Общества авторов и литераторов » и компании Pathé .
Первой его работой были « ». Романтически приподнятая тема была заимствована из одноимённого произведения А. Дюма .
Главное внимание А. Антуан обратил на глубокую обрисовку характеров и сумел передать в фильме острый динамизм действия, характерный для литературного источника.
За первой удачной работой последовали новые экранизации — «Виновный» по Коппе , «Труженики моря» по Гюго , «Земля» по Золя.
В 1922 году оставил режиссуру и занялся кинокритикой в журнале « » ( фр. Journal ).