Ефимов, Андрей Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Андрей Михайлович Лоба́нов ( 28 июля ( 10 августа ) 1900 , Москва — 18 февраля 1959 , Москва) — советский театральный режиссёр и педагог. Народный артист РСФСР ( 1947 ). Лауреат Сталинской премии второй степени ( 1946 ).
Андрей Лобанов родился в Москве в семье эконома 1-й классической гимназии. Окончив гимназию в 1918 году, поступил на юридическое отделение факультета общественных наук Московского университета . Во время учёбы познакомился и сблизился на общем интересе к театру с Осипом Абдуловым , Михаилом Астанговым и Рубеном Симоновым . Вместе они участвовали в драматической секции студенческого клуба «Наука и искусство» под руководством актёра Опытно-показательного театра А. З. Народецкого. В 1918—1919 гг. было поставлено несколько спектаклей, после чего секция распалась.
В 1919 году все четверо поступили в студию артиста Художественного театра Александра Гейрота , но в конце того же года перешли в Шаляпинскую студию. Одновременно Лобанов оставил учёбу в университете. Студия дала ему возможность наблюдать за режиссёрской работой Е. Б. Вахтангова и Л. М. Леонидова , участвовать в этюдах с Ф. И. Шаляпиным и А. Д. Диким .
В 1921 году поступил в школу Второй студии Художественного театра , в связи с чем ушёл из Шаляпинской студии. Через год, однако, в поисках независимости и самостоятельности Лобанов покинул и эту школу, но попытка организовать собственную студию оказалась неудачной. В 1924 году он закрыл студию и вместе с наиболее способными учениками перешёл в Студию Ю. А. Завадского . Он преподаёт в студии, ставит спектакли в драматических коллективах производственных предприятий. Одновременно, в том же 1924 году поступил актёром в Театр имени В. Ф. Комиссаржевской . Работал под руководством педагога-режиссёра В. Г. Сахновского , в нашумевшем спектакле которого « Мёртвые души », оказавшем на Лобанова большое влияние, исполнил роль жены Собакевича.
После закрытия театра в 1926 году поступил актёром в Государственный драматический экспериментальный театр при Профклубной мастерской. Осенью того же года Р. Н. Симонов пригласил Лобанова в организуемую им студию . Коллектив составился из группы молодых актёров Шаляпинской студии, студийцев «Синей птицы» и студентов-выпускников Центрального техникума театрального искусства. В 1928 году помогал Симонову ставить спектакль-инсценировку пародийного романа С. Заяицкого «Красавица с острова Люлю», в 1930 году поставил спектакль на современную тему «Мы должны хотеть» В. Державина. Продолжал преподавать в Студии Ю. А. Завадского, в 1927 году ставшей театром-студией , и участвовать в спектаклях Профклубной мастерской.
В 1931 году поставил в студии Р. Симонова « Таланты и поклонники » А. Н. Островского . Спектакль был высоко оценён прессой и пользовался успехом у зрителей — к июлю 1935 года он прошёл около 600 раз при переполненном зале, а всего до закрытия театра в 1937 году — около 1000 раз. Совсем иная судьба была у поставленного им в конце 1934 года « Вишнёвого сада » А. П. Чехова . В критических отзывах Лобанова обвиняли в искажении идеи пьесы и характеров персонажей, в неуважении к традиционным истолкованиям пьес Чехова в Художественном театре, в нигилизме по отношению к культурному наследию классиков и пр.
Лобанов работал в театре-студии Симонова все 11 лет до её закрытия в 1937 году путём слияния с московским Театром рабочей молодёжи (ТРАМ) . Кроме «Талантов и поклонников» и «Вишнёвого сада» он поставил там ещё пять спектаклей. Работу в студии совмещал с режиссёрской деятельностью в нескольких театральных коллективах: в театре ВЦСПС в 1932 году поставил « Женитьбу Бальзаминова » А. Н. Островского (совместно с И. М. Рапопортом), в 1934 году в Театре рабочих ребят Бауманского района (с 1936 года — Московский театр для детей ) поставил «Воспитанницу» А. Н. Островского и «Начало пути» («Алёша Пешков») по повести А. М. Горького (1941), в московском Театре юных зрителей — «Блуждающую школу» Л. А. Кассиля и С. А. Ауслендера (1935), в Центральном театре Красной Армии поставил «Восточный батальон» бр. Тур и И. Л. Прута (1935) и « Волки и овцы » А. Н. Островского (1937). Уже после закрытия студии Р. Симонова и до начала Великой Отечественной войны поставил « Живой труп » Л. Н. Толстого в московском ТРАМе (1938). С 1937 года А. М. Лобанов — режиссёр московского Театра революции , на сцене которого поставил «Таню» А. Н. Арбузова с Марией Бабановой в заглавной роли (1939) и «Простые сердца» К. Г. Паустовского (1940).
В 1939 году А. М. Лобанов был приглашён художественным руководителем Московского театра имени М. Н. Ермоловой Н. П. Хмелёвым для постановки пьесы Дж. Пристли «Время и семья Конвей». Премьера спектакля состоялась осенью 1940 года. До начала Великой Отечественной войны он прошёл 80 раз, после чего был снят с репертуара. В том же году поставил пьесу К. Гольдони « Слуга двух господ » в Театре сатиры .
Во время войны оставался в Москве, хотя ему предлагали работу в эвакуированных стационарных театрах. Ставил спектакли в Передвижном театре обозрения, фронтовых театрах ВТО , в Московском театре миниатюр, главным режиссёром которого был назначен в 1942 году. Поставил патриотический спектакль «Наша Москва» Н. М. Горчакова — о защите Москвы в 1812 и в 1941—1942 годах, а также несколько сатирических одноактных пьес . Продолжал работу в театре имени М. Н. Ермоловой («Хирург Пирогов» Ю. П. Германа). В 1944 году принял предложение Н. П. Хмелёва стать его заместителем и сразу же начал готовить « Бешеные деньги » А. Н. Островского. После успешной премьеры спектакля в январе 1945-го поставил «Укрощение укротителя» Джона Флетчера .
В январе 1946 года после неожиданной смерти Н. П. Хмелёва А. М. Лобанов был назначен художественным руководителем театра. В 1946 году поставил «Старые друзья» Л. Малюгина и «Далеко от Сталинграда» А. А. Сурова . В период с 1947 по 1957 год он выпустил 13 спектаклей, в числе которых «Спутники» В. Ф. Пановой , «Дачники» и «Достигаев и другие» А. М. Горького, « Вечно живые » В. С. Розова ..
Много внимания Андрей Лобанов удалял педагогической деятельности: с 1933 года преподавал в ГИТИСе , с 1948 года — профессор ; среди учеников — Георгий Товстоногов .
Он действительно уже несколько лет был серьёзно болен, к этому прибавились проблемы творческого характера, недоброжелательное отношение части труппы, болезненно воспринимаемая им критика последних работ. Тем не менее, уже на положении очередного режиссёра Лобанов продолжал работу в театре, в 1957 году поставил пьесу Н. Хентера «Вода с луны». Новый главный режиссёр Л. В. Варпаховский предлагал ему любую форму сотрудничества, однако свой последний спектакль « На всякого мудреца довольно простоты » А. Н. Островского Лобанов поставил на сцене Театра сатиры (1958).
Андрей Михайлович Лобанов умер 18 февраля 1959 года . Похоронен 20 февраля в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Андрей Лобанов проповедовал в театре «реалистичность, одухотворённую поэзией»; театр в его представлении был «микроскопом, поставленным перед глазами зрителя, позволяющим ему разглядеть жизнь во всех её изгибах, извилинах, деталях, важнейших моментах» . П. А. Марков пишет: «Лобанов — один из самых целомудренных и строгих режиссёров, хотя ему никак нельзя отказать в умной иронии и юморе. Как будто тихо и незаметно, но властно ведет он за собой зрителя и при его неугасающем внимании виртуозно пользуется своим методом, активно развивая характеры. Он мастерски владеет ритмом, знает силу паузы и четко ощущает стилистические и философские различия авторов» . В числе лучших его спектаклей — «Таланты и поклонники» (1931), «Бешеные деньги» (1945) и «Невольницы» (1948) А. Н. Островского, «Таня» А. Н. Арбузова (1939), «Дачники» (1949) и «Достигаев и другие» (1952) А. М. Горького, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (1958). Осуществлённые им постановки пьес Горького театроведы относят к лучшим интерпретациям пьес драматурга .
Театр-студия под руководством Ю. А. Завадского
Театр-студия под руководством Р. Н. Симонова
Театр ВЦСПС
Театр рабочих ребят Бауманского района — Московский театр для детей
Московский театр юного зрителя
Театр имени Ленинского комсомола — бывший Московский ТРАМ
Передвижной театр обозрения
Фронтовые театры
Московский театр миниатюр
Московский театр имени М. Н. Ермоловой