Interested Article - Питоев, Жорж

Георгий Питоев , или Жорж Питоев ( фр. Georges Pitoëff , при рождении Геворг Ованесович Питоян; 4 сентября 1885 , Тбилиси 17 сентября 1939 , Бельвю , Женева ) — русский и французский актёр и театральный режиссёр , армянин по происхождению. Отец актера Саши Питоева .

Жизнь и творчество

Будущий артист получил образование сперва в Московском университете , затем учился в Петербургском институте путей сообщения . После этого уезжает в Париж , где в 1904 1908 годах учится на юридическом факультете университета . В 1908 году возвращается в Россию и в Петербурге начинает сотрудничать с театром В. Ф. Комиссаржевской . Позднее поступает в актёрскую труппу « » П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской .

В 1912 году Питоев в Санкт-Петербурге создаёт из молодых режиссёров и актёров «Наш театр», где поставил ряд пьес русских и зарубежных авторов. В конце 1914 года он по семейным обстоятельствам покидает Россию, отправившись сперва в Париж , а затем в Женеву . На этом заканчивается «русский» период жизни актёра. Во Франции Георгий знакомится с русской Людмилой Смановой , ставшей в 1915 году его женой и прославившейся как известная французская актриса. С июля 1915 по январь 1922 года Питоевы работали в Швейцарии , давая спектакли в основном в пригороде Женевы , а с 1919 — и в Париже. В репертуаре их труппы были пьесы таких авторов: Чехов , Лев Толстой , Максим Горький , Бернард Шоу , Ибсен , Бьёрнсон , Метерлинк , Стриндберг , Синг . Была осуществлена также постановка нескольких пьес У. Шекспира — « Макбет », « Гамлет », « Мера за меру ».

В декабре 1921 года , по приглашению хозяина парижского «Театра Елисейских полей» Жака Эберто , труппа Питоевых переезжает во Францию .

1 февраля 1922 года состоялось торжественное открытие театра Жоржа Питоева. Наиболее значимыми среди первых спектаклей, поставленных в Париже Ж. Питоевым, были чеховские « Дядя Ваня » и « Чайка ». Играя при скудных декорациях и тяжёлых занавесях, деливших сцену на первый и второй планы, Питоев сумел показать французскому зрителю тонкий психологизм чеховской драмы; он был первым режиссёром, по-настоящему познакомившим французов с наследием А. П. Чехова . Питоев не только ставил Чехова, но сам великолепно сыграл немало ролей в этих постановках.

Со второй половины 1920-х годов в спектаклях, поставленных Ж. Питоевым, начинают меняться акценты. Так, если в первых постановках « Гамлета » 1920 года воспевалось величие человеческой личности, борьба за справедливость, то в «Гамлете» года 1926 главный герой, блестяще сыгранный Ж. Питоевым — это личность сломленная, чьи идеалы были разрушены при столкновении с реальностью жестокого мира. Примерно в том же ключе, ключе трагедии, ставились Питоевым и чеховские пьесы этого периода (« Три сестры », 1929 ). Последней пьесой, поставленной уже смертельно больным режиссёром в 1939 году , был ибсеновский «Враг народа» , где Питоев «по Станиславскому» сыграл роль Доктора Стокмана .

Литература

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Georges Pitoëff // (англ.) — 2010.
  3. Georges Pitoeff // (англ.)
  4. Georges Pitoëff // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  5. (нидерл.)

Ссылки

Источник —

Same as Питоев, Жорж