Interested Article - Правохристиане (Ливан)

Правохристианские боевики Катаиб при штурме Тель-Заатара (в белой рубашке — Уильям Хауи)

Правохристиане — политический термин- клише , применявшийся в СССР и применяемый в России для обозначения правых политических сил и военизированных милиций христианской общины Ливана . Понятие вошло в широкое пропагандистское употребление в первые годы гражданской войны в Ливане . После окончания войны частота употребления заметно снизилась.

Структуры и персоналии

Конфесионально ливанские правохристиане в значительном большинстве относились к восточным католикам - маронитам . Представители других конфессий — православные , греко-католики , ААЦ , Армянская католическая церковь , яковиты , как правило, не афишировали свою конфессиональную принадлежность, так как среди противостоящих им палестинцев тоже было много палестинских православных и армян. Такие лидеры, как демонстрировавший своё православие Уильям Хауи , являлись скорее исключениями.

Политически они представляли следующие организации

семейно-политические кланы

В центре с поднятой рукой — Пьер Жмайель

Персонально среди правохристианских лидеров выделялись

Политико-идеологическое содержание

Башир Жмайель с христианской семьёй во время боёв в Бейруте

Понятие «правохристиане» имело в СССР однозначно негативную коннотацию. Типичным выражением было «правохристианские боевики» или «правохристианские подручные Тель-Авива » . Такой подход объяснялся идеологизированным характером первого этапа ливанской гражданской войны (особенно периода осады Тель-Заатара ).

Межконфессиональное противостояние коррелировалось с идейно-политическим. Националистические и антикоммунистические партии и движения «Ливанского фронта» являлись праворадикальными (Катаиб, «Стражи кедров») либо либерально-консервативными (НЛП). Все они ориентировались на США и Запад и, в особенности АЮЛ, так или иначе сотрудничали с Израилем .

С другой стороны, костяк противостоящего блока составляли союзники КПСС Организация освобождения Палестины , Ливанская компартия , Прогрессивно-социалистическая партия (ПСП). В жёсткой конфронтации с правохристианами, за исключением сравнительно короткого периода в 1976 , находился дружественный СССР сирийский режим Хафеза Асада .

Ливан породил такое удивительное понятие, как «правохристиане»… Правохристианскому блоку противостоял блок левомусульманский .

Неоднозначные стороны событий — кровавая междоусобица Катаиб с «Марадой» ( Эденская резня 1978 ) и НЛП ( Резня в Сафре 1980 ), конфронтация Сирии с ООП и ПСП — в советских СМИ затушёвывались либо не рассматривались вообще.

Оценки личностей

В 1975 1976 «главарём правохристианского лагеря» обозначался «основатель профашистской фаланги» Пьер Жмайель. Представителем «буржуазно-аристократической реакции» именовался Камиль Шамун. Отношение к Сулейману Франжье в период его президентства было менее однозначным и менялось соответственно его текущей политике.

Башир Жмайель, командир фалангистской милиции, приобрёл широкую известность в СССР в 1982 , при избрании президентом и последующей гибели в теракте. Как «человек крутой и беспощадный» оценивался Ильяс Хобейка. Наиболее жёстко критиковался с конца 1970-х Саад Хаддад — называемый «израильской марионеткой» и «сионистским агентом». Амин Жмайель и отчасти Самир Джааджаа одно время в середине 1980-х рассматривались как «молодые руководители, осознавшие бесперспективность кровопролития». Шарль Малик воспринимался как крупный дипломат 1940—1950-х годов.

Этьен Сакер, Уильям Хауи, Фади Фрем, Фуад Абу Надер, Карим Пакрадуни, Дани Шамун, Тони Франжье, Жорж Адуан, Башир Марун были менее известны в СССР и почти не упоминались в советских СМИ. Информация о них стала поступать уже в России , деятельность оцениваться задним числом.

Дезактуализация термина

Уже с середины 1980-х термин «правохристиане» стал звучать гораздо реже, чем ранее. Многогранный ливанский конфликт явно не укладывался в стандарты право - левого противостояния. В этих категориях трудно определялись такие ключевые участники, как шиитское движение Амаль и тем более исламистские группировки — роль которых в войне с правохристианами резко возросла с 1983 .

После окончания гражданской войны и прихода к власти Рафика Харири политическая конфигурация в Ливане кардинально изменилась. Термин «правохристиане» почти перестал употребляться.

На Западе и в самом Ливане этот термин практически не использовался и раньше. Говорилось о «христианских милициях» или «христианских партиях правого крыла».

Примечания

  1. . Дата обращения: 15 июня 2017. 16 июня 2017 года.
  2. Дата обращения: 15 июня 2017. 5 февраля 2018 года.
  3. Станислав Кондрашов. Мы и они в этом тесном мире / Государственное издательство политической литературы, 1984.
  4. . Дата обращения: 15 июня 2017. 18 февраля 2020 года.
Источник —

Same as Правохристиане (Ливан)