Массовая многопользовательская онлайн-игра
- 1 year ago
- 0
- 0
Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей. Массовая литература входит в состав массовой культуры, разделяя с другими её разновидностями ряд общих закономерностей.
В качестве синонима «массовой литературы» употребляются термины тривиальная литература , популярная литература , а также возникший в начале 1960-х годов термин паралитература (от греч. παρα- — около ). В настоящее время, однако, последний термин используется всё реже, что признают активные разработчики соответствующей проблематики (Д. Куэньяс). Для русской традиции характерен также термин « беллетристика » (добротное массовое чтение), который обычно противопоставляется « бульварной литературе ».
В строгом смысле слова массовая литература возникает только на рубеже XIX— XX веков , с началом « эпохи технической воспроизводимости » (термин Вальтера Беньямина ) , когда за счёт тиражирования стирается представление об уникальности произведения. В то же время массовая литература сохраняет преемственность по отношению к более ранним формам лубочной , «низовой литературы» и отчасти фольклора . Подготовка отдельных особенностей массовой литературы (как вербальных, так и институциональных) осуществляется уже в рамках культуры барокко и Просвещения . Некоторые исследователи считают возможным говорить о массовой литературе применительно к древнему Риму .
Н. А. Кузьмина даёт следующее определение массовой литературы:
литература, созданная для масс и появляющаяся в условиях рыночной экономики, индустриального производства, урбанистического образа жизни, развития технологии массовых коммуникаций, унификации социальных, экономических, межличностных отношений
Как отмечал Ю. М. Лотман , паралитература
…должна представлять более распространённую в количественном отношении часть литературы. <…> в определённом коллективе она будет осознаваться как культурно полноценная и обладающая всеми качествами, необходимыми для того, чтобы выполнять эту роль. Однако, во-вторых, в этом же обществе должны действовать и быть активными нормы и представления, с точки зрения которых эта литература не только оценивалась бы чрезвычайно низко, но она как бы и не существовала вовсе. Она будет оцениваться как «плохая», «грубая», «устаревшая» или по какому-нибудь другому признаку исключённая, отверженная, апокрифическая .
По мнению Даниэля Куэньяса, паралитературе присущи «рудиментарный мимесис » , одномерность и «силуэтность» персонажей, прямолинейность идеологического высказывания, эстетика « патетического ». Её авторы не склонны выходить за пределы жанрового канона и предпочитают подражать друг другу, используя найденные их предшественниками «рецепты». Массовая литература отвергает «дух экзистенциального поиска», присущий высокой литературе и тяготеет к снижению роли авторской индивидуальности:
«искусство комбинации» оказывается нередко единственным обнаруживаемым в тексте умением автора, однако отличие от «природных настоящих писателей» не подвергается сомнению ни читателями, ни самими авторами, которые в многочисленных интервью подчёркивают ремесленный характер своей деятельности .
Для массовой литературы характерен особый механизм культурного функционирования, полностью продиктованный условиями рынка : «процесс массового потребления каждой отдельной книги такого типа, как правило, достаточно короток (в пределах сезона — двух), приток же новых произведений всегда велик. Конкуренция образцов, по законам рынка, весьма напряжённая, а циркуляция и смена их — очень быстрые» . Отсюда и характерный для массовой литературы принцип «серийности» ( циклизация , присутствие переходящих из одного произведения в другое «культовых» персонажей, широкое распространение разного рода издательских коллекций).
Негативистское отношение к массовой литературе, характерное для академического литературоведения, в настоящее время сменяется всё более активным изучением соответствующих феноменов.
Эротическая и готическая проза XVIII века, разбойничий роман , различные варианты мелодрамы во многом предвосхищают структуру последующего массового чтения. Основные жанрово-стилистические модели массовой литературы складываются под воздействием культуры романтизма : детектив , , приключенческий роман , . Жанр исторического романа подвергается в рамках массовой литературы процессу тривиализации. Многие из созданных для массового чтения книг стали со временем классикой детской литературы . Распространенной публикационной формой массовой литературы становится начиная с 1830—х годов роман-фельетон , однако он полностью не принадлежит популярному чтению.